Прокуратурой ЮКО проделана работа по вопросам противодействия теневой экономики
За истекший период текущего года органами прокуратуры проведено 8 проверок с выявлением 27 нарушений, возбуждено 4 уголовных дела, предъявлено в суд 13 исков, из них удовлетворено 2 иска, рассмотрено 1 представление, возмещено ущерба 654,6 млн.тенге.
В ходе проверок были выявлены ряд предприятий, осуществлявших незаконную деятельность.
Так, ТОО «Жансел Тэк» и ТОО «Флатунг» зарегистрированы в органах юстиции заведомо на подставных лиц. Их учредители и руководители никогда не управляли и не руководили фирмами, не заключали сделок, не занимались предпринимательской деятельностью.
При этом, предприятия имели контрагентов и взаиморасчеты с ними на общую сумму облагаемого оборота ТОО «Жансел Тэк» - 819,3 млн.тенге, ТОО «Флатунг» - 1,9 млрд.тенге.
Совершая мнимые и притворные сделки ТОО «Жансел Тэк» причинило ущерб государству в виде неуплаченных налогов на сумму 346,1 млн. тенге, ТОО «Флатунг» - 673,1 млн.тенге.
По указанным фактам прокуратурой области возбуждены уголовные дела по статьям 192, 222 УК РК, расследование которых поручено органам финансовой полиции.
Кроме того, по принятым прокуратурой области мерам обеспечено поступление в бюджет налогов на сумму свыше 600 млн.тенге от контрагентов лжепредприятий.
По выявленным аналогичным фактам незаконной деятельности 10 предприятий, зарегистрированных на подставных лиц, материалы проверок преданы в органы финансовой полиции для принятия процессуального решения. В настоящее время проводятся доследственные проверки.
В целях пресечения деятельности лжепредприятий органами прокуратуры области предъявлено 13 исков в суды об отмене государственной регистрации юридических лиц, созданных на подставных лиц, из которых 2 иска удовлетворены, остальные находятся на стадии рассмотрения.
Не оставлены без внимания и суммы ущерба государству, выявленные органами финансовой полиции при возбуждении и расследовании уголовных дел по фактам лжепредпринимательства и уклонения от уплаты налогов.
В ходе проверок выявлено искажение статистических данных по причиненному ущербу на сумму 111 790 080 тенге.
Со стороны органов прокуратуры области по всем вышеуказанным фактам искажения отчетности приняты меры по их устранению путем внесения корректировок.
Вместе с тем, выявлены факты укрытия от учета преступлений путем не регистрации.
В частности, 29.01.2013 года Налоговым управлением по Аль-Фарабийскому району г.Шымкент в ДБЭКП по ЮКО направлено заключение правильности исчисления налогов в бюджет по ТОО «Энерготоргпром» на сумму 825 475 896 тенге. О чем на сопроводительном письме имеется печать ДБЭКП по ЮКО о принятии заключения налогового управления.
Несмотря на имеющиеся основания для регистрации в КУЗИ данного сообщения, сотрудниками ДБЭКП по ЮКО сообщение не зарегистрировано.
В этой связи, данное сообщение налогового органа 11.10.2013 года зарегистрировано в КУЗИ прокуратуры области и возбуждено уголовное дело в отношении руководства ТОО «Энерготоргпром» по факту уклонения от уплаты налогов в бюджет в особо крупном размере на сумму 825 475 896 тенге, то есть по ст.222 ч.3 УК РК, и преступление по уголовному делу поставлено на учет, как укрытое.
Собранный материал проверки по факту укрытия преступления зарегистрирован в КУЗИ прокуратуры области 17.10.2013 года за №237 и в тот же день передан в УСБ ДВД ЮКО для организации доследственной проверки и принятия процессуального решения.
Также, только после прямого вмешательства прокуратуры области, приняты меры по регистрации в КУЗИ материалов и проведению доследственной проверки в отношении руководства ТОО «Енбек Шыны» по факту уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 4,5 млрд.тенге, тогда как заключение правильности исчисления налогов в бюджет Налогового управления по Аль-Фарабийскому району по данному ТОО поступило в ДБЭКП по ЮКО еще в марте текущего года.
Работа по противодействию теневой экономике осуществляется органами прокуратуры области на постоянной основе, в том числе и по изучению норм существующего законодательства с внесением предложений по его изменению и дополнению, а также анализ существующих проблем на основе сложившейся практики.