Есть ли смысл судиться с поставщиками из-за холодных батарей и воды?

В случае переплаты за неиспользованную горячую воду и несуществующее тепло в квартире, обращайтесь в компетентные органы и в суд.

Есть ли смысл судиться с поставщиками из-за холодных батарей и воды?

 

По сообщениям   пользователей ИА  Zakon.kz, не во всех квартирах в Алматы соблюдается сейчас температурный режим, батареи либо холодные, либо в одной комнате греют, в другой нет. Также горожане сетуют на то, что вместо горячей воды из крана долго бежит холодная вода. Как в подобных случаях осуществляется защита прав потребителей? Можно ли вернуть средства потребителю, т.е. сделать перерасчет за слабое    теплоснабжение или неиспользованную горячую воду? Куда и к кому обращаться? Кто и как формируют тарифы, отвечает за их прозрачность? На эти и другие вопросы отвечают Zakon.kz известные  специалист и эксперт.

Ян  Гирин, официальный представитель ГКП «Холдинг Алматы жылу»:

- Если в одной комнате холодно, а в другой тепло, то есть чувствуется разница  в температурах, то это  относится к проблемам внутридомовых сетей. Чтобы пользователям Zakon.kz было понятно, поясню.

От ТЭЦ и котельных теплоноситель, то есть горячая вода поступает в магистральные сети, которые дальше, по районам,  соединяются с распределительными сетями и подходят к дому. В доме установлены внутридомовые сети. Так вот,  к дому теплоноситель приходит   определенной температуры и на этом участке не может быть каких-то колебаний температуры - повышения или понижения. Дальше горячая вода попадает во  внутридомовые сети, а они принадлежат КСК, то есть это общедомовая собственность. И их, как правило, обслуживают сервисные компании, с которыми КСК заключает договор.  Вот вы же платите целевые, указанные в квитанциях по комуслугам, это и есть ваша  оплата сервисным компаниям. Что может быть?

Если в вашей квартире нарушается температурный режим, то это, скорее всего, проблема в элеваторе или во внутридомовых сетях. К примеру, воздух в батареях и так далее. Причины могут быть разные. Но дело в том, что      все эти причины должны быть устранены еще до начала отопительного сезона, поскольку они кроются во внутридомовых сетях. Что нужно делать?

Прежде всего, следует обратиться в КСК и потребовать от председателя, чтобы он обратился в сервисную компанию и потребовал устранить  неполадки. Если температурный режим действительно не соблюдается, нужно вызывать представителей тепловых сетей, они должны посмотреть и составить акт с указанием причин неисправностей. То есть проблему изначально нужно искать во внутридомовых сетях.

А если вместо горячей воды долго идет холодная, то в квартире нужно ставить дополнительный подогреватель или  общедомовой прибор учета. На сегодня у нас  существуют две схемы теплоснабжения - открытая и закрытая. В новых домах уже применяется закрытая система и там таких проблем не возникает. А открытая система нам досталась от СССР, и там могут возникнуть некоторые проблемы. Например, вода не течет, или она охлаждается в трубах,   хотя котельная или  ТЭЦ дает определенную нормативную температуру.

Конечно, переделать систему, поставить  общедомовой прибор учета пока не всем по карману, поэтому можно  поставить в квартире дополнительный подогреватель. При общедомовом приборе учета люди будут платить за конкретную температуру воды, за конкретно потребленную горячую воду. В противном  случае придется платить по общему тарифу. К слову, из-за отсутствия  общедомового прибора учета горожане переплачивают 20 процентов.

Ельнур Бейсенбаев, секретарь Алматинского горкома КНПК:

- По-хорошему, во всех домах следовало бы поставить общедомовые  тепловые счетчики, которые будут регулировать поступление тепла. Такие счетчики способны фиксировать поступление холодной воды вместо горячей и людям, конечно же, легче было бы  платить, они бы не переплачивали, а платили только за конкретный объем, за конкретно  употребленную горячую воду, а не «воздух».    К сожалению,  из-за дороговизны эти счетчики    установлены далеко не в каждом доме. Где-то полгода назад на заседании правительства было решено ставить счетчики в принудительном порядке, обязали это делать городские тепловые сети, акимат города, госорганы, монополистов, но это не сделано.

У нас есть случай с гражданином Николаем Дедовым, он  хочет  вернуть себе переплату за 15 дней, но у него это не получается, так как монополисты фактически не дают ему такой возможности. Вообще судиться с монополистами - дело проигрышное, их практически невозможно победить, так как такие судебные споры трудно доказуемы. И эта проблема родилась не вчера и не сегодня, она существует  уже много-много  лет, и ее очень трудно решать. Поэтому самый оптимальный вариант - ставить общедомовые счетчики, вот тогда сдвинется воз с места.   Для этого горожане-потребители  должны организовать проверку  оборудования, батарей до начала отопительного сезона, собрать подписи жильцов и с этим письмом обратиться в ТЭЦ и в городские тепловые сети. Проблемы надо решать заблаговременно, а  после драки махать кулаками бесполезно, потому что все это недоказуемо. Поэтому надо всё фиксировать.

Если, к примеру, вместо горячей воды идет холодная, то надо зафиксировать, документировать, сколько литров протекло холодной воды в  ванной и на кухне, и с этими документами на руках судиться. А пустословить, голословно твердить, что вместо горячей воды идет холодная    - толку нет,  в  суд нужно обращаться только по факту, с подтверждением искового заявления.

Итак, у вас в квартире холодно. Куда жаловаться?

Важно знать, что ответственность Энергоснабжающей организации заканчивается на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, если говорить проще на элеваторном узле, распределение тепловой энергии по квартирам это ответственность владельцев квартир. В случае, если расходы по содержанию внутри инженерных сетей включены в расходы по содержанию жилья, то все претензии к Вашей сервисной организации, либо КСК.

Для начала узнайте, одиноки ли вы в своей беде, или ваши соседи так же столкнулись с той же проблемой? Изучить надо ситуацию и в вашем подъезде, и в соседних. Дело в том, что если проблема общая для всего подъезда или дома, то решить ее «всем миром» гораздо проще.

Но в любом случае, первым делом следует замерить температуру в помещениях квартиры. По нормативам температура в комнатах должна быть не ниже +18 С, а в угловых не ниже +20 С. Градусник необходимо поместить на расстоянии 1 метра от наружной стены и 1,5 метра от пола. Замер выполняется в течение 10 минут. Желательно вести график внутренней температуры по часам. Если показания термометра ниже нормативной температуры, то вам следует обратиться в диспетчерскую Вашей сервисной организации.

Холодно в квартире. Что предпринять своими силами?

Продолжим. Итак, вы вступили в официальную переписку с управляющей компанией (КСК) прежде всего, следует исключить проникновение холода с уличным воздухом через оконные проемы, двери, межпанельные щели. Благо в материалах сегодня недостатка нет. Оконные стыки следует проклеить оконным герметиком, открывающиеся форточки и наружные двери снабдить уплотнителями. Также следует обработать герметиком примыкания стекла и рамы. Если позволяют средства - поставьте в квартире пластиковые окна. Это сразу решит все проблемы с проникновением холода через световые проемы, то есть окна.

Однако промерзать могут и стены. В углах комнаты появляется плесень? Значит, в стенах пустоты и есть проблемы с теплоизоляцией. Нужно сбить штукатурку и заполнить пустоты монтажной пеной, тем самым устранить «мостики холода». При некачественной установке окон может сквозить из-под подоконника. Так же обработайте монтажной пеной.

Если вы добились качественной герметизации в квартире, то не забывайте залповое проветривание помещения, так как свежий воздух необходим человеку для здоровья. Залповые проветривания (полное открытие всех окон одновременно) позволяют произвести полную смену воздуха без охлаждения строительных конструкций. Приветствуется установка увлажнителя воздуха.

Следует оклеить наружные стены теплоизоляционным материалом. В случае если это невозможно, то хотя бы организовать утепление стены за радиаторами фольгированными теплоизоляционными листами, для отражения лучистой тепловой энергии и предотвращения нагрева наружной стены.

Следует очистить радиаторы и стояки от слоев старой краски. Покрасьте отопительные приборы в черный цвет, тем самым вы увеличите теплоотдачу. Можно увеличить количество секций радиатора.

На последнем этаже не забывайте спускать воздух из системы.

Если у Вас температура радиатора на ощупь существенно ниже температуры стояка, то, скорее всего Ваш радиатор зашлакован. Его следует промыть.

Порой, очень действенная мера - замена стояков и оборудования теплового пункта («сердца» отопительной системы дома). Если уж управляющая компания (КСК) не заложила в бюджет средства на ремонт вашей внутридомовой системы отопления, то организуйте заблаговременно (весной, летом) собрание жильцов и решите этот вопрос вместе. Дело затратное, но лучше так, чем потом зимой разориться на лекарства и затраты по электроэнергии. Это основные «подручные» способы увеличения внутриквартирной температуры. Есть случаи, когда все эти меры все равно не приносят плодов. Все инстанции пройдены, судебные решения вынесены, а и из года в год в отопительный период в квартире холодно. Остается действовать кардинально - законно отказываться от услуг теплоснабжающей организации, демонтировать постоянно холодные приборы отопления и переходить на индивидуальное отопление квартиры.

По проблемам  теплоснабжения в квартирах и по горячей воде обращайтесь:

 

Торгын Нурсеитова

Актау Актобе Алматы Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: