600 незаконных проверок субъектов предпринимательства выявила прокуратура ВКО
По поручению главы государства в ходе совместной расширенной коллегии акиматом области совместно с прокуратурой и палатой предпринимателей были подробно рассмотрены вопросы применения законодательства о защите предпринимательства, особенно государственных закупок, проверок и разрешительных процедур, сообщает иформационный центр ВКО.
- Несмотря на все поручения, по-прежнему от предпринимателей требуются, к примеру, нотариально удостоверенные документы, - подчеркнул руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Шакарим Буктугутов, - или документы, не предусмотренные законодательными актами.
Так, по его словам, для изменения целевого назначения земельного участка предприниматели вынуждены представлять справку из налогового органа об отсутствии налоговой задолженности в Управление земельных отношений ВКО, на основании Меморандума, а не законодательства. Некоторые процедуры носят дублирующий характер, особенно это касается получения свидетельств в ЧС и органах внутренних дел.
- Для «определения делимости и неделимости земельного участка» в Катон - Карагайском районе требуют свидетельство крестьянского хозяйства и справку о наличии скота, не относящиеся к предмету запроса, - сообщил он.
Нет оптимизации процедур. Приходится неоднократно обращаться в одни и те же органы на разных этапах прохождения одной процедуры. Например, при оформлении права на земельный участок, в орган «Архитектуры и градостроительства» приходится обращаться как минимум 3 раза.
Помимо этого существуют системные проблемы в государственных закупках.
Как сказал директор Регионального совета Палаты предпринимателей Игорь Шацкий, часто к потенциальным поставщикам предъявляются необоснованные требования для ограничения их участия в государственных закупках.
- Такие факты налицо, - комментирует он, - в конкурсной документации: «Закупка услуг по техническому надзору объектов строительства 60-ти квартирного коммунального жилого дома по ул. Бокажанова г. Зайсан», организатор конкурса которым явился ГУ «Отдел строительства Зайсанского района» было включено требование: «… иметь аттестованную и аккредитованную лабораторию по испытанию строительных материалов в пределах 100 км от г. Зайсан». В пределах 100 км. от Зайсана расположена только одна аттестованная лаборатория. На лицо факт лоббирования интересов одного подрядчика.
Г-н Шацкий предложил провести совместный мониторинг, по факту установления организаторами конкурса дополнительных требований (не регламентированных законодательства РК) при составлении конкурсной документации, а также проанализировать эффективность применения мер ответственности за нарушения законодательства.
Он также добавил, что проверочный лист всех надзорных органов состоит из 120 пунктов, как для крупного предприятия, так и для мелких, например пекарен. Необходимо пересмотреть и этот документ.
Неоднократные проверки предпринимателей прокуратурой также отражаются на развитии малого и среднего бизнеса.
По информации пресс-службы прокуратуры ВКО, в текущем году органами прокуратуры области выявлено 651 незаконных проверок субъектов предпринимательства. Имеют место факты, когда на местах руководители контрольно-надзорных органов районного звена работают по «своему» плану проверок, в который включают предпринимателей, которые отсутствуют в плане, утвержденном министром и размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Как отметил аким ВКО Бердыбек Сапарбаев, регион, реализуя пилотный проект по упрощению административных барьеров для ведения бизнеса, уже добился результатов. Зафиксировано 90 административных барьеров, приняты рекомендации по 149 разрешительным процедурам. Рекомендации направлены в «Нур Отан», НЭПК «Союз Атамекен», Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Министерство регионального развития Республики Казахстан для учета при внесении изменений в действующее законодательство.