Социальная политика «Стратегии-2050» работает и работает достаточно эффективно
Почти год прошел с момента, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев озвучил исторический документ Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. По сути это - план нашей жизни на ближайшие десятилетия, и, возможно, еще рано подводить какие-то итоги. Однако эксперты отмечают, что за минувший год Стратегия вошла в жизнь казахстанцев и начала менять наше сознание.
О ключевых тезисах программы, касающихся социальной сферы, корреспондент Казинформа беседует с заведующей отделом социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, кандидатом политических наук Мадиной Нургалиевой.
- Мадина Маратовна, с момента запуска «Стратегии-2050» в жизнь прошел почти год. Хотелось бы напомнить нашим читателям об основных моментах программы, касающихся качества жизни казахстанцеыв.
- «Стратегия-2050» это программный документ, который широкими мазками дал ориентир для общества, для развития нашего государства. И в нем Президент очень большое внимание уделил конкретно каждому казахстанцу. Мы говорим о том, что должны жить хорошо, что у нас должен быть высокий уровень жизни, качество жизни должно быть высоким. И это очень тесно связано с развитием человеческого капитала.
Человеческий капитал включает в себя ряд факторов. Основные из них - это образование, это система здравоохранения, труд и достойная его оплата и определенные социальные гарантии. В рамках этого Послания ключевым, на мой взгляд, мессиджем со стороны Главы государства был вопрос, касающийся улучшения социальных условий жизни граждан нашей страны. И основной упор, акцент, который был озвучен, это гарантии минимального социального стандарта.
Мы должны жить хорошо, и мы можем жить хорошо. У нас есть все условия для того, чтобы это реализовать. Поэтому мы должны расти дальше. Допустим, на 1 января 2013 года у нас принят минимальный расчетный показатель порядка 18 тыс.тенге. Исходя из этого, исчисляются различные пособия, пенсии и начисления. Номинальный денежный доход - это опять как средняя температура по стране - это порядка 55 тыс. тенге. Вот, складывая все вышесказанное, мы можем говорить, что казахстанцы, относительно соседних стран живут гораздо лучше. Но, повторюсь, мы обладаем достаточно большими ресурсами, большим потенциалом, чтобы еще более улучшить наше положение.
- Можно ли сегодня говорить о каких-то результатах реализации Стратегии? Понятно, что программа эта долговременная, и все же она основана на хорошем заделе - для нее была подготовлена почва, и, наверняка, некоторые плоды этой работы уже есть?
- В рамках инициатив и идей Стратегии очень много уже сделано. Давайте посмотрим на те шаги, которые делает Министерство социальной защиты. На сегодня у нас немало госпрограмм, которые позволяют трудоустроиться населению. Есть и программы, которые позволяют повысить или переквалифицироваться специалистам в разных областях.
Очень много внимания уделяется интеллектуальному труду, производственному труду. И любой труд, в принципе, должен достойно оплачиваться. Есть программа «С дипломом - в село», когда молодые специалисты, только что окончившие вуз, едут в село. Они получают определенные льготы, денежное пособие для того, чтобы устроиться там, и для того, чтобы вот этот сельский уголок как-то развить.
У нас уровень безработицы на сегодня порядка 5,2%. Если сравнить динамику - в 2008 году у нас был показатель 6,6%. Может быть, это небольшое, на взгляд со стороны, достижение. Но, тем не менее, это достаточно весомый аргумент в пользу того, что социальная политика работает, и работает достаточно эффективно.
- Стратегия предусматривает рост качества жизни равномерно для жителей всех регионов страны, не так ли?
- Обязательно! Мы говорим о том, что у нас есть регионы-доноры и регионы-реципиенты. То есть регионы, которые являются основными инвесторами в госбюджет. И есть регионы, которые из этого бюджета, наоборот, больше получают дотаций. Если брать рейтинг наших регионов, то самые доходные это, естественно, города-мегаполисы - Астана и Алматы, а также Атыраусская область, поскольку это нефтяной сектор. Юг страны у нас победнее, это Южно-Казахстанская, Кызылординская, Жамбылская области.
И для того, чтобы ликвидировать этот дисбаланс, Президентом было создано Министерство регионального развития. Основная задача, которая поставлена перед ним, - как раз обеспечить баланс развития регионов. Понятное дело, что задача непростая, и требует не одного года. Но уже определенные шаги в рамках решения этого вопроса у нас сделаны. В частности, в 2012 году принята программа развития моногородов. Их в рамках этой программы - 27, и это небольшие городки, которые сконцентрированы вокруг одного градообразующего предприятия. То есть вся жизнь завязана на крупном заводе, каком-то промышленном центре.
К сожалению, ситуация в этих городах пока плачевная в силу отсутствия сырьевой базы или истощения ее. И государством предусмотрен ряд шагов для того, чтобы либо трансформировать производства, либо как-то дать им новую жизнь в этих городах. В том числе и для того, чтобы создать определенный баланс миграционный, остановить отток населения из этих городов. Государство стремится создать мотив для привлечения финансовых или каких-либо иных инвестиций, что будет способствовать развитию этих городов.
- По моногородам есть ряд конкретных задач, и они уже на стадии выполнения. Но я знаю, что есть конкретные расчеты, так сказать, планки, которых надо достичь?
- Да. К примеру, по нашим данным, 3,8% жителей страны - это население, которое живет ниже прожиточного минимума. В моногородах этот процент гораздо выше. И в рамках программы развития моногородов к 2015 году поставлен ключевой индикатор - снизить этот показатель до 6 процентов. Хочу обратить внимание на то, что в рамках Стратегии ставятся вполне достижимые задачи и достижимые показатели. Мы не ставим каких-то заоблачных планок для себя. Объективно, с учетом развития экономической ситуации, социальной, мы понимаем, что не можем прыгнуть выше головы, не бывает такого. Но при этом показатели ставятся и высчитываются объективно.
- Стратегия затрагивает все аспекты социальной сферы, в том числе и здравоохранение, и спорт. Какие здесь показатели?
- Будущее поколение, наши дети должны быть здоровы, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить благополучное развитие страны в будущем. К сожалению, сейчас очень много проблем у деток. Но на уровне государства этому уделяется очень серьезное внимание. У нас была произведена реформа здравоохранения, мы его переформатировали. Создано большое количество медицинских учреждений с очень высоким уровнем оборудования. Очень много врачей сейчас «набирают обороты», проходят курсы повышения квалификации, обучение для работы на высокотехнологичных медицинских аппаратах. Кроме того, вы, наверное, помните, была программа «100 школ, 100 больниц», в рамках которой были построены новые больницы, новые школы. Это тоже немалые достижения.
Параллельно развивается массовый спорт - велосипедный, коньки, лыжные виды... К примеру, Алматы как раз обладает ресурсами и инфраструктурной базой для того, чтобы эти виды спорта у нас развивались. В бюджете 2014 года выделено порядка 4,7 млрд. тенге на поддержку и развитие спортивной инфраструктуры. Планируется построить 15 физкультурно-оздоровительных комплексов, которые будут открыты для населения.
То есть речь идет, наверное, о таком превентивном методе. М, с одной стороны, осовремениваем медицинскую сферу. С другой стороны, мы даем хорошую основу для того, чтобы развивался и функционировал здоровый, в физическом смысле, социум.
- Спасибо за интервью!