Проблемы организации питания школьников обсудили сегодня в Мажилисе
Как отметил заместитель Председателя Совета Шавхат Утемисов, этот вопрос затрагивает интересы 2,5 млн.школьников. Формирование здоровой нации, о чем говорил Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев, необходимо начинать с детских садов и эффективно развивать в школах.
В ходе подготовки к заседанию депутаты обратились во все областные учреждения образования и здравоохранения, а также филиалы партии «Нур Отан». Группа депутатов выезжала в некоторые области, чтобы ознакомиться с ситуацией на местах.
Итоги рассмотрения вопросов питания школьников на рабочей комиссии Совета озвучила депутат Мажилиса Гульмира Исимбаева:
- Бесспорно, вопрос правильной организации школьного питания залог формирования здоровой нации. Позитивно то, что дети имеют возможность питаться в школах. Это огромная социальная поддержка семей. Родители, особенно работающие, могут не беспокоиться, что не смогли перед школой покормить детей, они в школе покушают.
Актуальность питания в школах возрастает в связи с тем, что дети зачастую находятся до 3-4 часов.
Вопрос в другом. Как оно должно быть организовано?
Я хотела бы обратить внимание на некоторые моменты.
Первое. Качество питания, его полноценность, сбалансированность. В этом вопросе что мешает, что необходимо решить.
1) при проведении тендера снижения стоимости до таковой, что невозможно на эту цену полноценно кормить.
2) там, где проводится конкурс на площади столовой, конкуренция, к сожалению, приводит не к улучшению качества питания, а к удорожанию питания. Так как стоимость аренды за год возрастает в десятки раз. Почему так происходит?
Одна из важных причин: отсутствие стандарта, норм питания именно школьного.
Есть нормы питания интернатов детских домов, детсадов. Но по школам нет.
Когда будет стандарт нормы, их обязаны будут соблюдать, нести ответственность за несоблюдение.
И на сегодня государственным органам необходимо разработать нормативы. Внести в законодательство соответствующую норму в компетенции уполномоченного органа по разработке стандартов школьного питания.
Вторая проблема: несоответствие законодательства и действующей ситуации, которая сложилась в течение многих лет.
Согласно подпункта 4 пункта 3 статьи 45 Закона РК «Об образовании» ответственность за жизнь и безопасность обучающихся возложена на первого руководителя организации образования, в данном случае, директора школы. Это по закону. Но в действительности школьная столовая не находится на балансе школ, она в руках частного предпринимателя. И конкурс на питание, аренду помещения проводит не школа, а департаменты финансов (на помещение), департаменты образования (на питание). Договора подписываются департаментами и арендаторами. Директор школы не является заказчиком. Как же он может отвечать за качество питания, последствия некачественного питания.
Кроме того, согласно Закона «О государственном контроле и надзоре» в РК (ст.16 пункт 6-1) предусматривается запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в течение 3 лет со дня их госрегистрации, а также с соблюдением временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам. Органы санэпидемиологического надзора должны за 1 месяц предупреждать о проверке.
Необходимо рассмотреть возможность систематического контроля за питанием детей.
Третье. По закону «Об образовании» на местных исполнительных органов возложена обязанность за содержание обеспечение оборудованием, в т.ч. кухонным оборудованием. Но если помещение в частных руках, то, как государство может обеспечивать оборудованием.
В обязанности арендаторов не предусмотрена ответственность за безопасность детей. Вот это несоответствие нужно устранить, проработать, изучить разные варианты решения:
1) возможность перевода школьных столовых на баланс школ. Тогда можно рассмотреть вопрос введения поваров в штаты;
2) при варианте аренды необходимо принять такие меры, чтобы у руководителя организации образования были конкретные нормативные рычаги обеспечения качества питания;
3) отмена закупа услуг по питанию.
По словам Ответственного секретаря Министерства образования и науки Алии Галимовой, сегодня 79 процентов учащихся, а это 1 929 785 чел., охвачены горячим питанием, 21 процент учащихся - буфетным питанием. В 6183 общеобразовательных школах созданы условия для организации горячего питания - (84%). Бесплатным горячим питанием обеспечены 99% учащихся из социально-незащищенных семей. Согласно государственной программе развития образования, этот показатель должен составлять 92% на текущий период. До принятия Госпрограммы развития образования данный показатель составлял 70%.
В настоящее время, в 10-ти регионах республики бесплатным горячим питанием охвачены 100% школьников из малообеспеченных семей. По инициативе акимов пяти регионов все учащиеся начальных классов Астаны и Алматы, Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской областей обеспечены бесплатным горячим питанием.
Значительно увеличилась сумма отчислений на оказание помощи детям из социально-незащищенных семей в рамках всеобуча.
Во всех регионах в соответствии с Госпрограммой созданы межведомственные экспертные группы. Перед ними ставится задача - осуществлять систематический мониторинг и анализ организации школьного питания, в том числе ассортимента, качества и безопасности, поставляемого в школы сырья и продовольствия.
По повестке заседания выступили также вице-министр здравоохранения Эрик Байжунусов, заведующий лабораторией рационального питания «Казахской Академии питания» Сатбек Мусабеков, заместитель акима Павлодарской области Арын Орсариев. Опытом организации удешевленного горячего питания в Вячеславской средней школе поделилиась директор средней школы Арнасай Татьяна Немцан. О влиянии организации горячего питания на здоровье учеников и качество образования рассказала директор школы-лицея № 54 г. Астаны Г. Амрина.
По итогам обсуждения выработаны соответствующие рекомендации, которые решено доработать с учетом депутатских предложений.