За что туристы не любят Казахстан?
По информации Счетного комитета, на формирование имиджа, в том числе информационную пропаганду туризма Казахстана за рубежом было выделено свыше 720 млн. тенге. При этом о стране не знали даже на прошедшем недавно в Москве конкурсе «Мисс Вселенная», говорит Айгерим Кожахан, представлявшая там Казахстан.
Согласно данным журнала «Фундаментальные исследования» Казахстан в большей степени у потенциальных туристов вызывает пока только любопытство. Как туристическое направление страну пока не воспринимают. И это в канун престижнейшей выставки EXPO-2017, на которой планируют принять до 5 млн. гостей.
«У нас мало интересных событий, о которых можно было бы рассказать за рубежом», - говорит Инна РУЧЬЕВА, директор представительства VIP- first class Международной корпорации в Казахстане. «Хотя желающих приехать к нам не мало, в том числе из числа VIP-персон, даже королевских особ, но принять их соответственно очень сложно. Когда я везу вип-туристов в исторические места, всегда хочется закрыть шторки в автобусе, чтобы они не видели нашего мусора, ям и разбитых дорог», - отмечает Ручьева.
Туроператоры «экономного» отдыха сетуют на нехватку трехзвездочных отелей в Казахстане и элементарной инфраструктуры. «У нас нет гостиниц среднего класса. Приехать можно только в Алматы и Астану», - говорит директор турфирмы «Марина-тревел» Марина Судакова. «Интерес есть у зарубежных туристов особенно из Германии, Великобритании, Южной Кореи, но их отталкивают цены и отсутствие соответствующего сервиса . В провинциальных городах отелей стоимостью ниже 10 тыс. тенге за сутки нет, а сервис не тянет даже на «две звезды».
Алматы, действительно, вошел в число самых дорогих городов мира - и это при том, что город не является курортным. Приоритетными направлениями для отдыха в мире являются пляжный, комбинированный и городской туризм. Однако, в Казахстане в основном предлагают только пешие, горные и конные туры, но и по ним очень скудная информация, говорит журналист Токийского телевидения Хашиба Ясухари:
«Информацию о Казахстане мы получали от блоггеров, потому что пиар Казахстана очень скромный. К вам сложно также получить визу, мы журналисты оформляли ее три недели, это очень долго. По приезду сюда столкнулись с другими проблемами. Мы много передвигаемся, но у вас нет бесплатных туалетов. В них порой отсутствует вода и бумага. Почти никто не говорит по- английски, нет вывесок на иностранных языках, водители не соблюдают правила дорожного движения, в кафе и ресторанах часто забывают дать сдачу. Ну, а чисто визуально обратили внимание на брови ваших девушек. У нас такие тонкие носили двадцать лет назад», - отметили японские журналисты.
В отчете журнала «Фундаментальные исследования» тоже говорится об отсутствие дорожных знаков, указателей и туристической информации на иностранных языках. Не функционирует система аренды машин. В 2012 году, по данным агентства по статистике РК, на рынке внутреннего туризма было обслужено на 3 тыс. меньше клиентов, чем в 2011 году. В 2012 году этот показатель снизился до 186,4 тыс. человек, в этом скорее всего ситуация тоже не улучшится. В правительстве только обсуждается Концепция развития туристской отрасли до 2020 года, по которой предлагается инвестировать в эту сферу около 10 млрд. долларов. При этом 55% общего объема инвестиций, а это около 6 млрд. долларов составят частные. Около 13% государственных инвестиций планируется разместить на возвратной основе через Национальную комиссию развития туризма. Ожидается, что до 2020 года вклад этой отрасли в ВВП страны увеличится с 2,4 млрд. долларов до 7 млрд., рабочие места получат около 270 тыс. человек. В Министерстве иностранных дел РК также разрабатывают программу облегчения визового режима. К 2014 году планируют освободить от виз граждан 48 стран. Но это только планы, а пока объемы выездного туризма только растут , отрицательное туристское сальдо уже превысило 430 млн. долларов. А это значит, что деньги иностранных и отечественных туристов пополняют бюджеты других стран.