Мы можем растерять многих руководителей, если из-за каждого разгильдяя, начальник будет подавать в отставку

Депутат мажилиса парламента Казахстана Каирбек Сулейменов возглавил республиканский общественный совет по противодействию коррупции при партии «Нур Отан».

Мы можем растерять многих руководителей, если из-за каждого разгильдяя, начальник будет подавать в отставку


 

После официального представления он ответил на вопросы журналистов.

- Каирбек Шошанович, есть Указ президента «О прохождении государственной службы», согласно которому руководитель государственного служащего, уличенного в коррупционном правонарушении, обязан подать в отставку. Пока что состоявшихся решений суда в отношении коррупционеров нет, поэтому говорить о реализации данного указа еще рано. Но все же, общественный совет ведет мониторинг коррупции в регионах?

- Мы - не государственные органы, чтобы нам предоставляли отчет. Но мы обмениваемся этой информацией. И вот эти решения, чтобы подать в отставку, Президент недавно сказал на съезде судей, что это - не панацея, что если за каждого разгильдяя его начальник будет подавать в отставку, мы можем растерять очень большое число руководителей. В каждом случае надо разбираться персонально, - выразил свою точку зрения бывший министр внутренних дел.

- Европейские эксперты считают, что восточным странам сложно бороться с коррупцией, потому что это часть их менталитета. Ваше мнение по этому поводу?

- Да, конечно, такие заявления есть, и есть очень много требований. Мы должны эти требования удовлетворять. На взгляд западного менталитета, вот такое снисходительное такое отношение к традициям нашего народа, восточных народов вообще, оно не должно быть. Да, конечно, у нас более простые отношения бывают, особенно в аулах, небольших населенных пунктах, между сельскими акимами и жителями, есть традиции. Человек, когда ближе к народу, он больше обогащается знаниями, информацией. Народ чувствует контакт. Но я хотел бы сказать, что такого прямолинейного навязывания нам своих стереотипов и своих стандартов не должно быть. Хотя среди этих стандартов есть, конечно, существенные, и нам до них надо подниматься и прислушиваться к международным стандартам. Но есть ряд стандартов, которые неприемлемы, еще заранее, априори. Имеет место несколько высокомерное отношение: вот у вас все здесь повязаны, сплошная коррупция. Это называется «обвинить народ». Народ обвинять ни в чем нельзя. Народ нельзя обвинять ни в нацизме, ни в фашизме, обвинять можно конкретных чиновников, которые распространяют коррупцию и занимаются ею. Мы будем работать с международными организациями. То, что мы находимся на 133 месте в рейтинге по материалам «Transparency International», говорит о многом. Надо учитывать это, и надо мобилизовать усилия и подниматься вверх. Но рейтинг - это не устав партии, не Коран и не Библия. Мы должны обращать внимание на рейтинг, но идти своим путем: укреплять власть, развивать демократию и поднимать благосостояние людей. Будет у народа высокий уровень благосостояния, и мы все когда-нибудь забудем о коррупции.

- Что правящая партия собирается предпринять, чтобы противостоять коррупции в Казахстане?

- Заместитель председателя партии «Нур Отан» Бауыржан Байбек по сути дела выступил с программной речью: о принципах организации работы республиканского общественного совета противодействию коррупции. Во-первых, он объявил, что постановлением переименован общественный совет. Теперь он называется - «по противодействию коррупции». Это в более полной мере отвечает содержанию работы этого общественного института при партии «Нур Отан». Тем более, что в партии «Нур Отан» правовым советом был подготовлен проект закона: «О противодействии коррупции», не «о борьбе с коррупцией». Но сегодня в своей речи первый заместитель председателя партии изложил те задачи, которые стоят перед нами. Первая задача - это антикоррупционная стратегия, которая должна войти основным звеном в программу партии по борьбе… Вот видите, я говорю: по борьбе, по инерции. Правильно: по противодействию коррупции. Вторая задача - перенести центр тяжести из республики (столицы - ред.) - на места. Координировать работу всех общественных институтов в вопросах противодействию коррупции, в первую очередь: областных, городских, районных советов по противодействию коррупции и всех других общественных институтов гражданского общества. Была поставлена также третья задача - укрепить взаимодействие с комитетом партийного контроля и его органами на местах, с дисциплинарными советами Агентства по делам госслужбы, которые тоже есть в областях. Также была поставлена задача: особое внимание обратить на защиту молодых людей и, в первую очередь, молодых специалистов от коррупционного давления, которое имеется на них при решении вопроса о трудоустройстве. Но я так понимаю, не обойдут нас и проблемы противодействия коррупции в системе образования. Потому что это - тесно связанные моменты. И хотел бы еще сказать о том, что в составе совета произошли изменения, появились совершенно новые члены - известные люди в нашем обществе, в нашей стране. Стоит отметить, что Оралбай Абдыкаримов остался в совете в качестве первого заместителя. Самой важной задачей, которую поставил первый заместитель председателя партии (Б. Байбек - ред.) - это организовать работу так, чтобы совет стал главной площадкой для объединения усилий партии по противодействию коррупции. Он сказал о том, что в соответствии с доктриной партии, которая была принята на внеочередном съезде партии «Нур Отан», партия открыта для диалога со всеми здоровыми силами в нашем обществе. Вот мы будем претворять это в практику.

- Несмотря на все предпринимаемые меры, граждане не ощущают реального снижения уровня коррупции, она только разрастается. Почему?

- Результаты в противодействии коррупции не столь очевидны, как хотелось бы. Но это не значит, что надо ничего не делать, сложить лапки и наблюдать за этими негативными явлениями. Борьбой с коррупцией занимаются государственные органы, правоохранительные органы, я не буду их перечислять. Это - их святая задача, и мы видим, что в последние годы наметился серьезный перенос центра тяжести на борьбу с крупными коррупционерами. Я думаю, что всех граждан Казахстана удовлетворяют в достаточной мере сведения об этих фактах в СМИ. Наша задача - не подменять государственные органы, правоохранительные органы, а наладить с ними взаимодействие. Наладить взаимодействие с местными органами власти, с акимами всех уровней, и на общественных началах поднимать, продолжать работу в этом русле с гражданским обществом. У нас - организация общественная, и мы можем предлагать руководству партии, бюро партии, политсовету партии рассмотреть вопрос об ответственности любого чиновника в нашей стране, любого уровня. Вплоть до исключения из партии. Но решения общественный совет сам не принимает. Это тоже надо помнить! Наша задача: обращать внимание общества и государства на самые болевые точки в этой проблеме.

- В России рассматривается применение альтернативных методов наказания за коррупционное преступление. Например, наказание в виде процессуального штрафа, кратно превышающего саму взятку.

- Сейчас в Мажилисе идет обсуждение и проработка нового Уголовного Кодекса. Пока какие-то конкретные заявления по этому поводу делать еще рано. Речь идет сейчас о декриминализации ряда составов преступлений и ужесточении ответственности за опасные преступления, к которым относится и коррупция.

- Спасибо, за ответы на вопросы.

Айнур Коскина, Астана

Следите за новостями zakon.kz в: