Разрешить параллельный импорт в РК просят торговцы автозапчастями

Введение законного параллельного импорта на данном этапе развития страны позволит качественно развиваться добросовестной конкуренции, снизит стоимость товаров и услуг, обеспечит работой дополнительно тысячи граждан.
Казахстанские предприниматели, занимающиеся торговлей автозапчастями Toyota обратились к Правительству, Парламенту РК с просьбой внести изменения в законодательные акты РК, регулирующие взаимоотношения в сфере интеллектуальной собственности, и разрешить параллельный импорт на территории Казахстана, передает ИА Zakon.kz

На пресс  - конференции они напомнили, что  в конце ноября 2013 года в Алматы закрылись более 30 магазинов автозапчастей, торгующих деталями торговой марки Toyota.
Основанием для закрытия послужило письмо ТОО "БМФ Груп", (представитель Toyota motor Corporation), запрещающее какое либо использование товарного знака Toyota без разрешения правообладателя, включая продажу и хранение.Это стало возможным в виду несовершенства и противоречивости действующего законодательства в области применения прав интеллектуальной собственности, чем активно пользуются правообладатели известных торговых знаков для монополизации рынка.

В Казахстане до 2010 года традиционно использовался международный принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности, что позволяло предпринимателям законно ввозить на территорию РК товары, введенные в гражданский оборот на территории любого государства в мире, причем без согласования с правообладателем исключительных прав на товарный знак. Указанный принцип был изменен ст. 13 «Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности», подписанного 9 декабря 2010 г. Казахстаном, Россией и Белоруссией в рамках Единого экономического пространства Таможенного союза (Далее –ЕЭП ТС). Таким образом, в настоящий момент Казахстан использует принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности, по региональному принципу. То есть параллельный импорт из третьих стран, не входящих в ЕЭПТС становится незаконным. Ввоз товаров, отмеченных товарным знаком, становится возможным в случае введения товаров в гражданский оборот на территории ЕЭП ТС.   
Приказом № 47 от 08 февраля 2012 года Комитета таможенного контроля  МФ РК, ТМК инициировали запрет на ввоз товаров с товарным знаком Toyota и Lexus на территорию РК из третьих стран не входящих в состав ЕЭП ТС.
Однако, импорт в Россию и Белоруссию товарных знаков Toyota и Lexus таможенными органами указанных стран не ограничивается, товары вводятся в гражданский оборот и становятся доступными для ввоза в Казахстан в рамках действующих торговых договоренностей ЕЭП ТС.

Большинство Казахстанских предпринимателей заключили договоры с бизнесменами России и Белоруссии на поставку вышеуказанных товаров, причем по цене от 15 до 50 % превышающее закуп из третьих стран не входящих в состав ЕЭП ТС. На такие действия казахстанцев вынудили запреты ТМК, несмотря на то, что ранее предприниматели самостоятельно и независимо выбирали поставщика и предлагали самые низкие цены нашим потребителям.
Из-за коллизий в применении местных законов стран участников Таможенного союза, бизнесмены фактически инвестируют валюту в экономику наших соседей. Мы обеспечиваем спрос, и как следствие создаем своими руками рабочие места для россиян и белорусов, в то время как в нашей стране ежедневно закрывают свой бизнес отечественные предприниматели, цены на запасные части растут, что в целом негативно сказывается на экономике всей страны. 

Несмотря на изменения в географии закупа деталей и запрета со стороны ТМК поставщики оригинальных запасных частей продолжали свою работу.
БМФ групп, под предлогом борьбы с контрафактной продукцией, а именно поддельной, несоответствующей качеству и содержанию требованиям торговой марки Toyota, на протяжении 2 лет, используя несовершенство действующего законодательства в области интеллектуальной собственности,  отсутствие устоявшейся судебной практики, оказывают силовое давление на субъектов малого и среднего бизнеса в части запретительных мер на  торговую марку, правообладателем которой они являются.
Будучи добросовестными приобретателями товаров торговой марки Toyota, введенных в гражданский оборот, ряд предпринимателей были привлечены к суду за незаконное использование торговой марки. При этом суды, при рассмотрении дел связанных с вопросами интеллектуальной собственности, не принимают во внимание факт законного введения товаров в оборот,  добросовестности приобретения и хранения товаров, законности нанесения на товары торгового знака правообладателем, защищая позицию правообладателя с обвинительным уклоном по отношению к предпринимателям. Таким образом, создавая противоречивые судебные прецеденты, введенные судами в практику применения при рассмотрении аналогичных дел, БМФ создает необратимые предпосылки для закрытия бизнеса независимых поставщиков. 

Торговцы автозапчастями также отметили, что в связи с вводимыми запретами на ввоз оригинальных запасных частей тысячи индивидуальных предпринимателей по всей стране прекратили ввоз оригинальных качественных запчастей, отмеченных товарным знаком, невольно наводняя рынок некачественными товарами, так как Бренды внесены в реестр интеллектуальной собственности Комитета таможенного контроля  МЮ РК и не выпускаются в оборот без разрешения правообладателя. Ограничения на ввоз товаров отмеченных товарным знаком способствуют развитию незаконных способов пересечения таможенной границы, создавая предпосылки для развития теневого бизнеса, способствуя значительному уменьшению обязательных поступлений в бюджет, а также развитию коррупционных правонарушений среди государственных служащих.  

Предприниматели также привели статистику, согласно которой около 30% от общего числа зарегистрированных в РК автомобилей (около 3,7 млн.) составляют автомобили Toyota и Lexus. Официальные сервисы обслуживают машины не старше 5 лет, что составляет не более 10 % от общего числа автомобилей.  Оставшиеся 90 % автолюбителей, а это около 1 млн., однозначно пользуются услугами так называемых «серых поставщиков», так как официалы их не обслуживают, и цены на сервис для владельца подержанного авто нереально высоки.
В среднем, стоимость деталей независимого поставщика ниже цены официального сервиса на 50%. Кроме того, детали на «праворульные» и/или«американские», «арабские» автомобили,  а также автомобили старше 7 лет  купить невозможно. Сроки заказов переваливают за 45 дней и более, в то время как независимые поставщики в состоянии обеспечить спрос по деталям в наличии на 80-90 %, а выполнить заказ в срок от 7 до 10 дней.

"В настоящий момент, действующие нормы закона поддерживают монополию правообладателей иностранных товарных знаков, большинство из которых не строят заводы и фабрики, не создают дополнительные рабочие места, не инвестируют средства в экономику РК. А такие компании, как ТМК зарабатывают деньги исключительно на перепродаже товаров, правообладателями которых они являются. На практике существующая реальность в рамках гражданско-правовых, экономических взаимоотношений в обществе свидетельствует о негативных последствиях монополизации рынка посредством запретительных действий правообладателей товарных знаков, что помимо экономического вреда порождает массовые недовольства граждан нашей страны, которые являются конечными потребителями товаров. Сегодня нашу позицию поддерживает подавляющее большинство предпринимателей. Это  более 30 тысяч человек по всей стране. В связи с чем мы  обращаемся к Правительству, Парламенту РК с просьбой внести изменения в законодательные акты РК, регулирующие взаимоотношения в сфере интеллектуальной собственности, и разрешить параллельный импорт на территории Казахстана. Полагаем, что примеру ТМК последуют другие правообладатели товарных знаков, что неизбежно приведет к монополии целого ряда товаров народного потребления, в совокупности со всеми негативными последствиями для потребителя", - отметил лидер инициативной группы предпринимателей Павел Ким.


Таможенный союз Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: