Айдоса Таханова финпол громко задержал еще 28 июня. У начальника УКП 168/3 нашли меченые купюры, а на его автомобиле были установлены новенькие колеса с надписью «взятка». Тридцативосьмилетний уроженец ЮКО проработал начальником актюбинской колонии полгода. На скамье подсудимых сидит еще один заключенный – Бекзат Айтханов, он выступал посредником в передаче взятки. Мужчина, как и Айдос Таханов, родом из Чимкента, осужден за разбойное нападение. Подсудимые и их защитники высказались против того, чтобы их снимали на видео и фотографировали.
Опрос свидетелей обвинения начался с громкого заявления. Свидетель Махамбет сказал, что на него и других заключенных оказывают давление адвокаты подсудимого Айдоса Таханова. Мол, если бы колонистов не запугивали, то рассказать о бесчинствах Таханова в суд выстроилась бы очередь.
- Ко мне неоднократно подходили адвокаты и говорили, что если я не прекращу давать показания, то меня отправят обратно в зону, ужесточат мне режим содержания. — заявил Махамбет.
- Но такое не возможно, контакты между сторонами запрещены, — растеряно ответила судья Шмирова. Защитники промолчали, инцидент был исчерпан.
Свидетель Жакишев, который и передал начальнику колонии диски, рассказал в суде, что сделал это от безысходности. Мужчине объявили два выговора, якобы, за курение в положенном для этого месте, он не хотел возвращаться в колонию общего режима. До этого за три года нахождения в УКА 168/3 колонист не имел ни одного дисциплинарного взыскания.
- Знаком с мая с Тахановым, тогда была свадьба моего младшего брата, мне нужно было увольнительную получить. Я курил в специально отведенном месте, но оперативник отобрал у меня сигарету и сказал, что в колонии запрещено курить. Потом я узнал, что получил за это два выговора. У меня семья, я их еле-еле кормлю, в зону мне нельзя назад. Айтханов мне сказал, что Таханову нужны диски титановые с резиной, он автомобиль ремонтирует. Обещал, что снимут мне взыскания. Денег у меня не было, я пошел в финпол, там мне дали колеса, — рассказал Жакишев.
Между тем, в негласных беседах заключенные рассказывают о многочисленных нарушениях закона, которые происходили в УКА 168/3 при Айдосе Таханове. Так, с зэков постоянно собирали деньги, выход в город стоил тысячу тенге, а стоимость условно-досрочного освобождения доходила до десяти тысяч долларов. Зэки уверяют, что некоторых из них заставляли бесплатно работать на городских стройках, а обращения в КНБ с жалобами никаких результатов не давали. Многие заключенные боятся становиться свидетелями, потому что двоих – Шокпарбаева и Бутенова в назидание остальным перевели в колонии с более строгим режимом содержания. В Актобе это не первый громкий процесс над тюремным начальством – ранее начальник колонии общего режима Баталов и его заместитель Егезеков получили по четыре года лишения свободы за превышение власти. Они сейчас отбывают наказание в той самой колонии-поселении, которую возглавлял Айдос Таханов.
Сания Рахимова, Актобе