ОПМ «Бекет» призвана сократить ущерб государства от контрабанды китайских товаров. Учитывая, что в структуре и объеме импортируемого груза из КНР, преобладают товары, ввозимые с «высоким» уровнем потенциального риска (ТНП), таможенные органы совместно с заинтересованными государственными ведомствами внедрили проект «зеленый коридор», сообщает пресс-служба КТК МФ РК.
Суть проекта состоит в том, чтобы обеспечить законопослушному участнику ВЭД возможность оперативно, в течение 100 минут, перемещать свой товар в пунктах пропуска на границе, максимально быстро доставлять его до таможенного органа назначения, где так же оперативно, в течение 1 дня, производить таможенную очистку груза.
Таким благоприятным режимом, предусмотренным проектом «зеленый коридор», могут воспользоваться лишь те участники ВЭД, которые готовы вести честный, прозрачный бизнес и берут на себя определенную ответственность перед государством.
Критерии выбора таких добросовестных участников ВЭД четко определены главой 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан и носят название «Уполномоченный экономический оператор».
В настоящий момент в Реестр уполномоченных экономических операторов уже включено 67 компаний, из них около 20 работают в рамках проекта «зеленый коридор», и они смогли в полной мере оценить выгоду предлагаемых государством льгот. Данные об уполномоченных экономических опрераторах размещены на официальном портале Комитета по адресу: www.e.customs.kz.Данное нововведение одобрено руководством страны и находится под непосредственным и пристальным контролем всех правоохранительных органов.
По результатам актов досмотров, составленных оперативными группами, недобросовестные компании уплачивают в бюджет только 8-10% от суммы таможенных платежей, подлежащих уплате. Отклонение в 11 раз, т.е. вместо 17-20 млн. тенге в бюджет поступает менее 2-х млн.
тенге. Также выявляются факты подделки документов, подтверждающих стоимость импортированных товаров. Только по 1-ой компании такой факт привел к уклонению от уплаты таможенных платежей и налогов в сумме более 296 млн. тенге. «Бекет» - не краткосрочная операция и будет проводиться до тех пор, пока не будут выявлены все серые схемы и все недобросовестные компании.
Все грузы будут проверены, контрабандисты будут выявлены и каких либо снисхождений к таким недобросовестным трейдерам не будет, - такое заявление прозвучало в ходе брифинга.
На основании актов о расхождении сведений, заявленных при таможенной очистке с реальным количеством и составом товаров, находящихся в транспортных средствах возбуждаются уголовные дела. Кроме того проводится весь комплекс мероприятий, направленных на взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей и налогов. Уже больше года на территории Таможенного союза внедрена процедура предварительного информирования о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. За счет этого участники внешнеэкономической деятельности тратят меньше времени и финансовых средств при прохождении таможенных формальностей. В странах Евросоюза практика показала, что обязательное предварительное информирование способствует повышению пропускной способности пунктов пропуска.
В настоящий момент пока действуют нормы, допускающие предоставление предварительной информации в течение двух часов после прибытия товаров в пункт пропуска, но Комитетом таможенного контроля МФ РК активно прорабатывается вопрос по запрету ввоза товаров на территорию ТС в случае непредставления таможенным органам предварительной информации.
С 4 ноября 2013 года по настоящее время в рамках проводимого ОПМ «Бекет» возбуждено 3 уголовных дела и по 20 материалам проводятся до следственные проверки.
В период с 04 ноября текущего года по настоящее время Департаментом таможенного контроля по Алматинской области выявлено и возбуждено 76 административных правонарушений в сфере таможенного дела.
Идея ОПМ «Бекет» заключалась в дифференцированном подходе к участникам внешнеэкономической деятельности, работающим на этом рынке, исходя из принципов доверия и упрощения таможенных процедур для добропорядочных трейдеров против усиленных мер таможенного контроля в отношении «серых» контрабандистов.
Кто-то воспринял это как краткосрочную разовую акцию, кто-то поддержал начинания, а кто-то задумался и занял выжидательную позицию…
Итоги работы оперативных групп за первый месяц уже говорят об изменениях, как объема грузопотока, так и структуры перемещаемого импорта.
Не смотря на снижение объемов ввозимых уполномоченными экономическими операторами товаров, за период проведения оперативно-профилактического мероприятия средняя сумма таможенных платежей и налогов в сравнении с прошлым месяцем выросла практически в два раза до 4 млн. тенге с одного транспортного средства.
Поступления таможенных платежей формируют 38% доходной части республиканского бюджета, поэтому выстраивание четкой, прозрачной и удобной схемы работы на границе важно и необходимо не только государству, но и выгодно, прежде всего, бизнесу.