Присяжные в Нью-Йорке признали партнера Бута виновным
Чичакли обвинялся в попытке приобретения во Флориде двух «Боингов», хотя в своей заключительной речи прокурор Иан Макгинли добавил к ним и McDonnell Douglas 83. Самолеты предназначались для таджикской авиакомпании «Самар», которая, по словам прокуроров, принадлежала Буту и Чичакли. Последний это отрицал.
Прокуратура решила не вытаскивать Бута на этот процесс, но каждый день россиянин заочно присутствовал в зале федерального судьи Уильяма Поули, причем иногда зримо. Следователь Управления по борьбе с наркотиками (DEA) Дерек Одни показал присяжным на большом экране момент задержания Бута в бангкокском отеле «Софитель». Правда, запись длилась всего восемь секунд.
Присяжным также показали, как Чичакли и еще дородный в тот момент Бут снимаются в каком-то клипе для YouTube и весело прощаются по-английски: «Увидимся с вами в четверг!».
На экране мелькали фотографии обоих с фужерами в руках и снимок бутовского портфеля, изъятого у него при аресте в Таиланде и содержавшего его ноутбук. Прокуроры хотели заодно показать присяжным и фотографию жены россиянина Аллы Бут, но Чичакли воспротивился, и судья пошел ему навстречу.
Виктор Бут был задержан в Таиланде в 2008 году, после того как США обвинили его в преступном сговоре с целью продажи оружия террористам. В 2010-м американским властям удалось добиться его депортации в США.
В ноябре 2011 года он был признан присяжными виновным в намерении продать партию оружия группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии» (ФАРК), которая считается в США террористической организацией, и затем осужден на 25 лет тюрьмы.
Ел бутерброды с бин Ладеном
У Ричарда Чичакли - на редкость колоритная биография.
Он приходится племянником бывшему президенту Сирии Адибу Шишакли, а его отец Мандур был сирийским главнокомандующим. Дядя пришел к власти в Дамаске в 1951 году в результате военного переворота и три года спустя был свергнут сам.
После его свержения большая часть семьи тоже сочла за благо переехать за границу. С 1979 по 1986 год Ричард Чичакли жил в основном в Саудовской Аравии. В годы учебы в Эр-Риядском университете он сошелся с молодым Усамой бин Ладеном, с которым он, по его словам, «ел вместе бутерброды и распевал песни».
В 1986 году Чичакли перебрался в Техас, где женился и обзавелся американским гражданством. С 1991 по 1993 год он служил в армии США, после чего отправился в Шарджу, где его назначили коммерческим директором открывшейся в эмирате зоны свободной торговли. В Шардже также базировались в то время многочисленные компании Виктора Бута, чьим закадычным другом, а потом и подельником сделался Чичакли.
«Виктор Бут - мой друг!"
Ричард Чичакли защищался сам, хотя ему назначили бесплатного советника - чернокожего Марлона Киртона, который в прошлом представлял Семена Домницера, осужденного по нашумевшему делу о хищениях в фондах помощи жертвами Холокоста. Чичакли неглуп, образован и знает свое собственное дело лучше любого адвоката, поэтому он защищал себя не хуже, чем это делали бы некоторые из них.
Он, однако, не знал правил судебной процедуры, и судье постоянно приходилось его наставлять. Это сильно замедляло процесс. И не только это.
Во вторник двое присяжных написали судье, что Чичакли, на их взгляд, намеренно затягивает слушания. Киртон, наверное, шепнул ему, что раздражать их неумно, потому что Чичакли быстро закруглился.
Хотя прокуратура вызвала почти два десятка свидетелей, большую часть компромата против Чичакли предоставил Бут, который опрометчиво захватил в Таиланд свой ноутбук, доставшийся потом американцам.
Одним из главных свидетелей обвинения был Стив Маркс, являющийся, видимо, главным специалистом по ноутбуку Бута в мире и дававший показания на его нью-йоркском процессе. Эксперт, выставивший прокуратуре за свои труды счет более чем на 19 тысяч долларов, показал, что выкачал из ноутбука более 70 гигабайтов информации, в том числе более 7 тысяч документов, 4 тысячи изображений и более 1400 имейлов с приложениями.
Если бы не этот ноутбук, диск из которого американцы скопировали в штаб-квартире полиции Таиланда на следующий день после того, как та арестовала Бута в «Софителе», то Чичакли, возможно, не был бы привлечен к суду.
На протяжении всего процесса Чичакли не сказал о Буте ни одного дурного слова и не пытался свалить вину на него. «Виктор Бут - мой друг!», - заявил он в среду в своей заключительной речи, длившейся более двух часов.
Бут в обмен на санкции
Из судебных документов выясняется, однако, что в прошлом Чичакли несколько раз вызывался сотрудничать с американскими властями и предоставить им компромат на россиянина взамен на снисхождение к себе. Эти попытки не дали конкретных результатов, но прокуратура встревожилась, что Чичакли упомянет их на суде как доказательство того, что совесть его чиста, и призвали судью ему это запретить.
26 апреля власти США произвели обыск в доме Чичакли в Ричардсоне (штат Техас), в его бухгалтерской конторе и в его кооперативной квартире, в которой проживала его сотрудница, а впоследствии жена россиянка Юлия Флягина, чью фамилию на суде дружно произносили как Флайджина с ударением на «и».
Одновременно Ричарду Чичакли объявили, что на него наложены санкции OFAC, подразделения минфина США, которое ведает этим вопросом и недавно наложило их на российского певца Григория Лепса. Хотя Чичакли в тот момент к суду не привлекли, он счел за благо через несколько дней покинуть США и вернулся лишь в мае под конвоем, когда его экстрадировали из Австралии.
В первый раз он вызвался сотрудничать со следствием уже в конце 2005 года, когда проживал в Москве. В ответ ему прислали стандартное соглашение: власти США обязывались не преследовать его за инкриминирующие признания, которые он может сделать в ходе допроса. Они, однако, не обещали снять с Чичакли санкции, и он этим предложением не воспользовался.
В 2007 году OFAC заморозил примерно 1,7 млн долларов, которые были переведены Бутом в США на приобретение «Боингов». Несколько месяцев спустя, в конце 2007 года, и потом несколько раз в течение 2008 года Чичакли снова связывался с американскими следователями и предлагал сотрудничать, в частности, предоставить информацию о том, как Бут поставлял оружие Жану-Пьеру Бембе, бывшему вице-президенту Демократической Республики Конго.
Взамен Чичакли просил отменить наложенные на него санкции.
21 ноября 2008 года ему отправили в Россию еще одно стандартное соглашение с обещанием не использовать против него инкриминирующие признания, которые он сделает на встрече с американскими представителями в Москве. Но ему не обещали освобождение от ответственности за попытку купить самолеты в США.
Чичакли, очевидно, это не устроило, и он снова не встретился с американцами.
Первая судимость полиглота
В 2010 году, когда стало известно о возбуждении против Чичакли нынешнего уголовного дела, он связался с американским юридическим атташе в Москве Брайяном Эрлом и снова вызвался дать показания. Эрл заявил, что Чичакли нужно разговаривать на эту тему с DEA, которое разрабатывало Бута. В апреле 2010 года Чичакли говорил по телефону со следователями DEA Луи Милиони и Робертом Закариасевичем, которые выступали на процессе Бута и впоследствии попали в российский «антимагнитский» список.
Он предложил им дать компромат на Бута, а взамен потребовал прекращения уголовного дела против себя. Следователи ответили отказом.
Алла Бут недоверчиво написала мне по этому поводу, что «со слов Ричарда все выглядело абсолютно противоположно».
Судья согласился с доводом прокуроров, что бесплодные попытки сотрудничества с властями не имеют касательства к вопросу о виновности Чичакли, поэтому присяжные о них не услышали.
В последний день мы с Чичакли соревновались в полиглотстве. «Как у вас дела?» - по-русски спросил меня Чичакли.
«Нормально, спасибо», - ответил я и добавил по-арабски: «Шукран» [спасибо].
В четверг вечером Чичакли написал нашему общему знакомому, блогеру Джорджу Мэппу, что настроен пессимистически. В пятницу его осудили.
Теоретически Чичакли грозят десятилетия тюрьмы. Но это его первая судимость, преступление не было сопряжено с насилием или наркотиками, так что он получит сравнительно немного.
Приговор ему будет вынесен 14 марта