«Болезни, как правило, начинаются с изменений на молекулярном, биохимическом и других уровнях, выявлением которых занимаются клинико-диагностические лаборатории. Адекватная и высококвалифицированная трактовка лабораторных данных, и их оценка необходимы для правильного выбора способов и методов профилактики и лечения болезней.
Мировой опыт показывает, что рейтинг многопрофильных и специализированных клиник в США, Японии и странах Европы зависит, прежде всего, от качества оказания диагностических услуг пациентам. По данным ВОЗ удельный вес лабораторных исследований составляет 60-65% от общего количества диагностических услуг, и он возрастает каждые пять лет в два раза. Авторитетные эксперты утверждают, что эффективность вложения финансовых средств на этапе диагностики болезни в несколько раз выше, чем на этапе их лечения.
В Российской Федерации лабораторная служба обеспечена солидной нормативно-правовой базой, ежегодно проводятся Национальные дни лабораторной диагностики. Функционирует Федеральная система контроля качества лабораторных исследований, открыты учебные кафедры и курсы в медицинских ВУЗах.
По данным Министерства здравоохранения Республики Казахстан, в стране работают 2174 лаборатории в государственных и более 300 – в частных медицинских организациях. Ежегодный прирост лабораторных исследований (начиная с 2001 года) составляет около 12 миллионов анализов.
Вместе с тем, почти 100%-ное оснащение оборудованием клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) нашей страны, к сожалению, не позволяет получить желаемых результатов. Во многих медицинских организациях оборудование простаивает из-за отсутствия специалистов (укомплектованность врачами-лаборантами составляет 60%), комплектующих деталей, реактивов, мастеров-наладчиков (имеющиеся ИП и дилеры часто не имеют квалификации, работают по высоким ценам) и пр. В результате лабораторное оборудование используется лишь на 10%.
Результаты работы действующих современных лабораторий не удовлетворяют ни врачей, ни их пациентов из-за низкого качества. Так, можно одну и ту же пробу биоматериала сдать одновременно в несколько лабораторий и получить существенно разные результаты. Основной причиной недостатков в деятельности КДЛ является отсутствие координации и контроля со стороны Министерства здравоохранения.
Несколько лет назад Правительство Республики Казахстан дало рекомендации о централизации медицинских лабораторий, но до сих пор нет финансирования этого важного революционного шага в лабораторной службе.
Согласно рекомендациям международной организации «Sunny Guest» на 1 миллион жителей необходимо 2 централизованные лаборатории. При этом, по международным стандартам медицинская лабораторная служба должна иметь следующую схему:
- микро- и мини-лаборатории (государственные);
- централизованные (государственные и частные – 50 х 50);
- референс-лаборатории (государственные);
- республиканские (г.Астана, г.Алматы).
Редко проводимые анализы передать в частные лаборатории, а многочисленные существующие лаборатории в стационарах и поликлиниках минимизировать, дорогое и сложное оборудование передать в централизованные.
Уважаемая Салидат Зекеновна, прошу Вас рассмотреть следующие предложения для повышения качества лабораторных исследований:
1. Разработать единые нормативы оснащения лаборатории всех категорий (мини-, централизованные и др.) с использованием закрытых систем в аппаратах (для исключения и ликвидации влияния человеческого фактора). Шире внедрять поставки оборудования подреагентный контроль на 3-5 лет;
2. Для централизации лаборатории разработать единую для РК лабораторно-информационную систему (ЛИС). Сейчас используются зарубежные стоимостью в среднем 20 миллионов тенге без тех. Обслуживания;
3. Разработать унифицированную систему расчетов стоимости лабораторных исследований.
4. Принять неотложный комплекс мер по профессиональной подготовке специалистов в соответствии с Концепцией развития и совершенствования службы клинической лабораторной диагностики в РК на 2011-2020 годы;
5. Создать специализированные центры стандартизации и сертификации по медицинским приборам и оборудованию, открыть в областях мастерские по ремонту мед. оборудования, наладить систему обеспечения калибровочными материалами;
6. Организовать центры аккредитации клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) в г.Алматы, г.Астана с преимущественной международной аккредитацией централизованных лабораторий. Сегодня, внешний контроль обходится в десятки миллионов тенге;
7. Создать структурное подразделение при Министерстве здравоохранения координирующее и контролирующее деятельность КДЛ в стране.
Решение данных вопросов не потребует значительного финансирования и реформ, так как положительные аналоги имеются в других отраслях (экологии, санэпидэкспертизе, промышленности).
Прошу Вас рассмотреть внесенные предложения и дать ответ в соответствии со статьей