Бесстрастная статистика показывает: наибольшее количество дел рассматривается в судах Карагандинской области. Отчего это происходит и с какими нерешенными спорами приходят в суд люди, разбирался корреспондент “Каравана”.
Полчаса – на дело
Об аншлагах в районных и городских судах Карагандинской области свидетельствует не только статистика. Достаточно прийти в любой суд, и взору предстанут очереди желающих решить спорные вопросы. В 2011 году в районные суды области поступило 2 782 дела и 70 463 исковых заявления. В 2012-м зарегистрировано 2 522 дела и 74 739 исковых заявлений.
– За разрешением споров, которые раньше улаживали на бытовом уровне, люди теперь идут к нам, – констатирует делегат VI съезда судей, судья районного суда № 2 Октябрьского района Гульсулу БАШЕНОВА. – Рассматривается огромное количество дел, большая часть из них – гражданские. Не получая качественных услуг от коммунальных служб или в коммерческих организациях, люди идут в суды. Не сумев договориться с работодателем или вступив в конфликт с другим частным лицом, также подают иск. Через решения суда люди получают зарплату, которой были лишены в силу различных обстоятельств. Резко возросло количество желающих обжаловать решения судов первой судебной инстанции, с тех пор как упразднили госпошлину при подаче заявления в апелляционную инстанцию.
Сейчас в Карагандинской области работает 251 судья. 204 – в районных судах, 47 – в областном. Причем на одном из совещаний председатель одного из судов Караганды заявил, что из-за нехватки судей и обилия нагрузки на рассмотрение каждого дела остается меньше получаса! Понятно, что объективно и всесторонне рассмотреть дело за 25–30 минут невозможно, поэтому судьи невольно продлевают свое рабочее время, тогда как трудовым законодательством утвержден восьмичасовой рабочий день. Между строк тут явно читаются сетования на то, что у судей не остается времени на отдых, на восстановление своего здоровья, на воспитание детей и общение с близкими...
Попытки снизить поток исков с помощью института медиации не дают ожидаемого результата. В итоге немало “курьезных” дел рассматривается в судах на полном серьезе.
Нашумевшие иски
Так, весной этого года “Караван” сообщал о деле, рассматривавшемся в городе Сарани и касающемся наследства. В числе ответчиков значилась женщина, умершая 14 лет назад. Ходатайство представителя ответчика – сына покойной – “об установлении связи с потусторонним миром для обеспечения правосудия с учетом всех обстоятельств, имеющих значение по делу” вошло в анналы судебных дел Карагандинской области.
Довольно забавно выглядел в этом году и судебный иск акимата Караганды к организациям, чьи объявления и афиши были расклеены на городских остановках. Чиновники из отдела ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог отсудили около 55 тысяч тенге у ресторана, банка, цирка и Дворца детей и юношества, высчитав, что именно столько затратили на помывку столбов, на которых красовалась реклама этих организаций. В одном из районов вовсе разыгралась драма на почве кражи коровы. Два соседа в суде бились не на жизнь, а на смерть – пытаясь доказать принадлежность скотины, они потребовали провести молекулярно-генетическую экспертизу телки!
– Да, в суды сейчас часто поступают странные иски, – резюмирует Гульсулу Башенова. – Приходилось сталкиваться с иском о возмещении материального ущерба, когда истица, чью корову сбили два автомобиля, просила установить, какой из них нанес повреждения, повлекшие смерть животного. Хотелось бы, чтобы люди, обращаясь в суды, понимали, что правосудие осуществляется только по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.
Лариса ЧЕН