Карагандинским детям покажут мюзикл-сказку про экономику

Композитор адаптировала экономическую теорию для малышей

Карагандинским детям покажут мюзикл-сказку про экономику

 

Карагандинка Людмила Мельникова сочинила мюзикл по мотивам популярной в западных странах сказки, написанной американским экономистом Кеном Скуландом. Профессор Гавайского университета передал нашему композитору все права на свободную трактовку своего текста. И карагандинка упростила его мудреные идеи для детсадовского возраста.

Кен Скуланд - известный в Европе и Америке экономист, сторонник либертарианства.  Основы этой политической философии он изложил в своей книге «Приключения Джонатана Гуллибла, Одиссея по свободному рынку». Это произведение переведено на 23 языка. Автор ездит со своей книгой по всему миру, читает лекции, встречается со старшеклассниками и студентами, рассказывая им доступным языком о том, что такое хорошо и что такое плохо с точки современных либертарианцев. Всюду писателя принимают хорошо. И нередко читатели спрашивают профессора: «Как долго вы прожили в нашей стране, что так хорошо пишете о местной политике?» - «Я пишу о том, что вижу в штате Гавайи, - смеется обычно Кен Скуланд в ответ. - Это очень универсальная тема. Политики по всему миру пытаются навязать людям, как им жить. Государство формирует поведение людей налоговой политикой».

Профессор против графиков и нагромождения формул из высшей математики. Его подача экономики - это наглядные истории с живыми людьми. В своей книге он сочетает сюжет, близкий к приключениям Гулливера, и оруэлловскую утопию «1984″.

Налог на солнце

Однажды мальчик Джонатан Гуллибл (фамилия героя переводится с английского как «доверчивый»), выйдя на своей лодке в открытое море, попал в шторм. Волны прибили его к загадочному острову, на котором путешественник увидел много необычного. Устройство жизни на острове - это либертарианские принципы наоборот. В 34 главах автор доводит основные постулаты своих оппонентов до абсурда.

Вот на глазах у Джонатана арестовали женщину-новатора. Воспользовавшись топором, она в одиночку повалила дерево всего за час. Остальные, объединившись в бригады, делали ту же работу месяцами, потому что орудовали дубинками. Изобретательницу топора посадили в тюрьму, поскольку она угрожала полной и стабильной занятости в обществе. Затем путешественник встречает бизнес-леди, планирующую запретить солнце как дешевый заграничный источник тепла и света. Солнечная энергия вредит ее производству свечей и шуб. «Этого нельзя больше терпеть!» - кричит дама. «Хорошо или плохо было бы импортировать дешевые или бесплатные товары из других стран? Кому не нравится, что люди покупают дешевые изделия за границей? - интересуется автор у читателей.

Дальше идет Джонатан по острову. И видит еще больше глупых законов в действии. Вот дядюшка Сэмта под покровом ночи грабит граждан и никто не смеет защищать свое добро, потому что дядюшку Сэмту уполномочил брать чужое «Совет правительств». А вот «машина мечтаний», которая внушает людям, что они должны требовать исполнения своих желаний. Она стоит возле разорившейся фабрики: рабочие, поверив машине, заставили хозяина увеличить зарплату втрое и в итоге остались ни с чем.

Как настоящий либертарианец автор убежден, что любые формы налогообложения аморальны и по сути ничем не отличаются от грабежа. Он выступает против государственных дотаций и таможенных пошлин. А еще - за отмену обязательной средней школы (принятая в большинстве стран система образования  высмеивается в главе «По потребностям») и за легализацию всех наркотиков (об этом глава «Веселящие ягоды»).

Однако Людмила Мельникова, готовя материал к мюзиклу, неоднозначные моменты обошла.

- Я человек искусства, от политики далека. Точно так же, как и от глубин экономической теории, - призналась карагандинка nv.kz. Все либертарианские идеи она опустила.

- А иначе дети трех-шести лет, с которыми я работаю, ничего бы не поняли. Я списывалась с Кеном Скуландом. И он выслал мне документ, которым доверяет интерпретировать сказку так, как я посчитаю нужным, - Людмила Евгеньевна показывает заверенные печатями и подписями бумаги, доставленные из США. Он передал мне неимущественные права на свое произведение. В Казахстанском авторском обществе мне сказали, что такого у нас в Казахстане еще не было. Чаще американцы не передают свои права. А наоборот следят за тем, что исполняется, чтобы получать отчисления.

Один из эпизодов мюзикла Людмила Евгеньевна уже представила на карагандинском канале «Новое телевидение» в передаче «Споки Ноки». Это сказка о кролике и черепахе. Животные вместе работали почтальонами. Но черепаха завидовала оперативности своего конкурента. Чтобы выжить его с рынка, она убедила короля учредить почтовую монополию, которая будет доставлять письма одинаково медленно для всех клиентов и позволит правителю контролировать своих подданных. «Обеспечивает ли почтовая монополия более легкий контроль за населением? - задает Кен Скуланд вопрос своим читателям. «А что такое конкуренция?» - спрашивает кукла у ведущей детской передачи. «Это соревнование - у кого дела пойдут лучше» - объясняет ей тетя Люда. А после просмотра сказки формулирует мораль:  «Друзья выручили кролика, а черепаху - король. И все остались довольны». Дело в том, что Людмила Евгеньевна позволила себе развить мысль автора.

- У нас не принято, чтобы у сказки был грустный финал, - поясняет она. - У нас же всегда дружба побеждает. Я расширила концовку. У меня в финале звери приободрили кролика: «Не расстраивайся! Пусть черепаха будет почтальоном. А ты будешь нам разносить пиццу и цветы. Мы тебе поможем».

- Как отнесся профессор к такому вольному обращению с текстом?

На самом деле Кен Скуланд очень удивился тому, как достаточно серьезное произведение трансформировалось под детей. Разве можно вообще трехлеток всем этим заинтересовать? Писатель не верил в это. А я переживала, что он будет категорически против моей интерпретации. Но Кен ответил, что все дополнения просто гениальны! И еще предложил добавить, что почта станет электронной. Чтобы сказка звучала более современно.

В ближайших планах Людмилы Евгеньевны поставить эпизод о школе: о том как двоечникам ставят высшие баллы, а отличникам - низшие. Это упрощенный вариант главы, в которой автор критикует стандарты двойной морали, на которых, по мнению автора, основано всеобщее среднее образование.

Также готовится к постановке глава «Производство денег». В ней автор показывает сходство фальшивомонетчиков с теми, кто печатает деньги официально, а также рассуждает о причинах инфляции. Карагандинка, опять же, аккуратно вырезала все эти мысли о глобальном. И посветила малышей только в самое основное: деньги просто так никто не дает, их надо зарабатывать.

Дуэт

- Как случилось, что вы взялись за экономическую сказку?

- Автор идеи и мой продюсер - это карагандинец Павел Коктышев. Когда-то он был моим воспитанником. Я учила его вокалу, потом мы вместе выступали. Даже записывали диски в Москве. Сейчас он учится и работает в Алматы. Он основатель «Клуба молодых предпринимателей». Не так давно Павел побывал на бизнес-форуме в Бразилии, где лично познакомился с Кеном Скуландом. Прямо из Бразилии Павел связался со мной и предложил поработать над сказкой. Я не сразу согласилась. Долго думала, справлюсь ли. А потом все-таки решила попробовать.

Сейчас Людмила Евгеньевна уже сочинила либретто к 16 главам «Приключений Джонатана»,  записала 22 трека инструментальной музыки и много стихов.  К новому году совместно с кукольным театром «Мальвина» из Сортировки она рассчитывает поставить отрывок мюзикла в трех сериях. Кен Скуланд внимательно следит за судьбой своего произведения в Казахстане. И добавляет фотографии из карагандинской передачи «Споки ноки»  на интернет-страничку, посвященную своей книге.

Актау Актобе Алматы Бразилия Казахстан Кызылорда Москва Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: