Спустя месяц после скандала со свастикой, «украсившей» рижский стадион, общественности вновь дали повод для споров о том, прилично ли использовать этот символ в Латвии. Местный националист опубликовал снимки рождественского печенья в виде свастики. Критикам он заявил, что речь идет о традиционных национальных символах.
Снимки «пипаркуков» (печенья, которое традиционно готовится на Рождество в Латвии и некоторых других странах и используется в том числе для украшения елки), испеченных в форме свастики, выложил в своем твиттере политик Янис Иесалниекс. Он является членом правления националистического блока VL-TB/LNNK (это альянс националистических партий «Все для Латвии» и «Отечеству и свободе / Движение за национальную независимость Латвии»). Националисты из этого объединения входят в парламентскую правящую коалицию. По итогам парламентских выборов 2011 года они получили в правительстве два места — посты министров юстиции и культуры.
Пару лет назад Иесалниекс оказался в центре скандала, когда — также в твиттере — фактически оправдал норвежского террориста Андерса Брейвика. Тогда он написал, что жертвы убийцы «полностью на совести мультикультурализма» и «политика исламизации привела к тому, что у кого-то просто поехала крыша». Последовала волна критики, в том числе и со стороны правящего блока «Единство», входящего в коалицию вместе с националистами. На этом фоне Иесалниекс, сначала отстаивавший свою точку зрения, все же признал свои слова некорректными.
Соратники Иесалниекса в разное время отметились такими инициативами, как выселение инородцев из Латвии и поддержка демографической политики за счет казней. Министр юстиции от TB/LNNK Гайдис Берзиньш в прошлом году подал в отставку из-за разногласий с правительством — он был категорически несогласен с решением вернуть еврейской общине собственность, изъятую в годы Второй мировой войны.
Рождественское печенье в форме свастики, судя по снимкам и подписям к ним, испек сам Иесалниекс или кто-то из его близких. На одной из фотографий оно изображено в процессе приготовления (подпись к фото сопровождается смайликом), при этом на вопрос читателя националист ответил, что используется электрическая духовка, а не газовая. Демонстрируя уже готовое печенье, политик отметил, что его уже можно вешать на елку, и добавил: в его семье приготовление выпечки в виде «огненных крестов» (одно из наименований латышской свастики) стало рождественской традицией.
Критика националиста, судя по всему, только повеселила. «Меня забавляют комментарии некоторых "интеллектуалов" насчет "огненных крестов"-печений :), — написал он в твиттере. — Кое у кого понятие о традиционных символах латышского фольклора на уровне руководства КХЛ» (Контитентальная хоккейная лига оштрафовала рижский клуб за свастику на стадионе — прим. «Ленты.ру»). В довершение он выложил снимок елки, уже украшенной свастиками, и пожелал читателям счастливого Рождества.
Какой-либо официальной реакции на рождественские традиции семьи Иесалниексов пока не последовало. Фото с печеньем разместил у себя в фейсбуке мэр Риги, лидер партии «Центр согласия» Нил Ушаков, добавив к нему в качестве подписи старый мем: «Come to the evil side, we've got cookies» (Переходи на сторону зла, у нас есть печеньки).
В латышской культуре свастика, именовавшаяся «огненным крестом» (ugunskrusts) или «громовым крестом» (pērkonkrusts), действительно существовала издавна — как, в общем-то, и в культуре многих других народов. Как пишет в своем исследовании «Язык орнамента в латышской культуре» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Светлана Рыжакова, узор в виде свастики был зафиксирован на предметах, относящихся еще в III-IV векам до нашей эры. Распространение она получила в позднем железном веке. Символ считали, в частности, знаком бога-громовержца Перконса (по одной из версий, он был составлен из двух скрещенных молний).
В начале XX века, после создания Латвийской республики, свастика использовалась в официальной символике. Среди прочего она была эмблемой военной авиации; форму свастики имел и военный орден Лачплесиса, которым награждали, к примеру, участников борьбы за независимость страны.
Защитники «огненного креста», отстаивая его право на существование, призывают не уравнивать национальный символ с той свастикой, что использовалась германскими нацистами. Между тем в 1930-е латышская свастика активно использовалась местными националистами. Тогда была создана фашистская, антисемитская организация «Громовой крест», возглавленная бывшим чиновником Густавом Целминьшем. Последний выступал за Латвию «только для латышей», отмечая, что нелатыши (к таковым он относил, в частности, «жидов, немцев, поляков и русских») стране не нужны. После того как Латвия была оккупирована, Целминьш сотрудничал с нацистами.
После распада СССР «Громовой крест» был восстановлен. Его возглавил радикал Игорь Шишкин, позднее устроивший взрыв у памятника Освободителям Риги от фашистов и пытавшийся организовать шествие в Риге по случаю годовщины вторжения гитлеровцев. Спустя некоторое время «Громовой крест» прекратил свою деятельность, однако вместо него радикалы создали «Центр Густава Цельминьша». Шишкина, руководящего этой организацией, недавно посадили за хранение оружия и взрывчатки.
Формально использование нацистской символики в Латвии запрещает закон «О собраниях», касающийся массовых мероприятий. В нем отмечается, что запрещена в том числе и «стилизованная форма» соответствующих символов. Однако в ситуациях, на которые закон не распространяется, речь идет скорее о моральной стороне вопроса. Некоторые не видят в использовании «громового креста» ничего плохого, но попытки его общественной «реабилитации» вызывают противодействие как в самой Латвии, так и за ее пределами.
С внешней реакцией на использование свастики Латвии приходится считаться. В 2006 году, когда Рига принимала саммит НАТО, организационный комитет специально попросил изготовителей варежек-сувениров, чтобы те воздержались от «громовых крестов» в орнаменте. «Они могут быть неоднозначно восприняты гостями из-за рубежа, с этими знаками может быть негативная коннотация», — признала пресс-секретарь саммита Элина Лаздане.
Можно вспомнить и инсталляцию, появившуюся в 2012 году в фойе Латвийского государственного телевидения: фотографии из архива на стенде были выложены в виде свастики. История вызвала критику за рубежом, инсталляцию, по информации «Телеграфа», осудил, в частности, глава Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф. Вскоре после этого скандальный стенд убрали. Как сообщалось, было принято решение, что «экспозиция будет преобразована в другую визуальную форму».
Один из последних подобных случаев произошел совсем недавно в Риге, перед хоккейным матчем между местным «Динамо» и «Югрой». До начала игры на стадионе состоялась праздничная церемония по случаю 95-летия независимости Латвии. В танцевальном шоу, которое устроили члены художественного ансамбля Национальных вооруженных сил, на льду был развернут орнамент в виде большой свастики.
Пресс-секретарь рижского «Динамо» Янис Степитис, позднее пытавшийся объяснить ситуацию, заявил, что в шоу был задействован «латвийский традиционный символ, который используется в нашей национальной одежде, во всех орнаментах». Свастикой это изображение он считать отказался, назвав произошедшее недоразумением. «Мы видели репетиции этого шоу, но не могли представить такой реакции, — отметил пресс-секретарь. — Мы ни в коем случае не хотели привязывать это шоу к событиям Второй мировой войны».
Избежать скандала не удалось. Международное движение «Мир без нацизма» осудило показанное представление и направило соответствующее обращение президенту КХЛ Александру Медведеву. «Во всем цивилизованном мире демонстрация свастики, относящейся к нацистской символике, приравнивается к пропаганде нацизма, а в большинстве стран ее распространение преследуется по закону, — подчеркивали авторы обращения, особо отмечая, что шоу было устроено государственным коллективом. — Мы настаиваем на принятии адекватных мер по этому случаю с целью не только наказания виновных, но и предотвращения подобных инцидентов в будущем».
В итоге КХЛ оштрафовала рижское «Динамо» «за нарушение принципов взаимоуважения, заложенных в основу философии КХЛ как международной спортивной организации». Размер штрафа составил миллион рублей. Она также предупредила, что в случае повторения подобных нарушений клуб может быть исключен из состава лиги. После этого глава лиги Александр Медведев назвал инцидент исчерпанным. «Я сам был инициатором детального рассмотрения произошедшего, — сказал он, — и считаю, что каким бы источником ни была известная символика, если она ассоциируется с нацизмом, ее использование должно быть исключено».
Михаил Тищенко