Председатель Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов направил главе Следственного комитета Александру Бастрыкину доклад о нарушениях прав граждан, задержанных в Татарстане по подозрению в поджоге православных церквей и подготовке теракта. Об этом сообщается в пресс-релизе ассоциации «Агора», который поступил 26 декабря в редакцию «Ленты.ру». Текст доклада правозащитников опубликован на сайте СПЧ.
Доклад составлен по результатам проверки жалоб на пытки, которую провели в Татарстане члены СПЧ — глава «Агоры» Павел Чиков и руководитель Межрегионального комитета против пыток Игорь Каляпин. Правозащитники установили, что в деле Рафаэля Зарипова «усматриваются признаки превышения должностных полномочий с применением насилия», а в деле Алмаза Галеева — признаки халатности, повлекшей вред здоровью. Выяснилось также, что к задержанным не допускали адвокатов, а проведенные при расследовании обыски могут быть расценены как необоснованное вторжение.
Ранее проверку информации о пытках провела прокуратура Татарстана, в которую поступила жалоба от имени жены Зарипова. Надзорное ведомство признало жалобу обоснованной и передало в Следственный комитет материалы для возбуждения уголовного дела о превышении полномочий с применением насилия. Согласно статье 286 Уголовного кодекса, соответствующее преступление карается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Рафаэль Зарипов и Алмаз Галеев — не единственные фигуранты дела о поджоге церквей. В докладе правозащитников наряду с ними упоминаются Гузель Ягфарова, Даниил Мухлисов, Айрат Ситдиков, Рушан Хуснутдинов, Марат Сабиров и Михаил Мартьянов. Ранее сообщалось, что задержанных содержат в изоляторе временного содержания в Нижнекамске. Именно там, как заявил ранее Галеев, его избили полицейские, которые требовали признаний в поджогах и изготовлении взрывного устройства.
В общей сложности в 2013 году в Татарстане сгорело семь православных церквей, четыре пожара произошли в ноябре. Было установлено, что лишь в одном случае возгорание возникло из-за короткого замыкания, в остальных имел место злой умысел. Прокуратура расценила поджоги как теракты. По данным следствия, злоумышленники являются приверженцами радикальной формы ислама.