В ходе встречи представителей двух стран выяснилось, что в Германии национальный напиток казахов не патентовали. А лишь зарегистрировали немецкий товарный знак «KUMUS».
Продукт также выпускают в России, Австрии, Бельгии и ряде других стран. Вопросом его патентования там будет заниматься новый институт. Шоколадное мороженое из кумыса, уникальная женская косметика из кобыльего молока, специальные технологии по сберегающей сушке продукта - все это есть в Европе. Казахстан же имеет возможность увеличить масштабы выпуска продукции. Однако для массового производства и торговле по всему миру обеим странам не хватает научных исследований, большего рынка сбыта и международной регистрации бренда «Кумыс».
Семейное производство досталось немцу Гансу Цольманну в наследство от деда, который полвека назад победил туберкулез. Тогда простой казахский чабан открыл ему целебные свойства национального напитка.
Ганс Цольманн, предприниматель:
- Весь мир знает, что родиной кумыса является Казахстан. Я выпускаю его вот уже 20 лет. Трое дочерей и семеро внуков - всей семьей потребляем этот имунностимулирующий напиток. Я безмерно благодарен за это открытие Казахстану. И с удовольствием поделюсь технологиями по переработке и хранению. Сегодня мы договорились с казахстанскими коллегами заниматься в Алматы совместными научными исследованиями свойств кумыса.
Несколько лет назад судьба свела предпринимателя с молодым казахстанским ученым Айтуганом Мукашевым. Он изучал экономику коневодства в немецком Штутгарте по государственной программе «Болашак». Перед вступлением в ВТО нашей стране необходимо запатентовать этот продукт и начать его экспорт по всему миру, уверен ученый. Ведь есть понятия «голландского сыра», «швейцарского шоколада» и «итальянской пиццы», значит, должен быть и «казахский кумыс».
Айтуган Мукашев, доктор PhD по экономике и экологии коневодства:
- Мы могли бы открыть такой Институт у себя и без немцев. Научные исследования кумыса проводились с начала 50-х до середины 80-х годов. База есть и сейчас. Но в Германии наработан большой опыт технологий переработки. Зачем нам изобретать их еще 50 лет, когда можно за 5 лет внедрить все это? К тому же, казахстанские кобылы кормятся на пастбищах. Поэтому наш кумыс вкуснее и натуральнее.
Пока же в Казахстане напитки из кобыльего и верблюжьего молока входят в перечень «Прочие молочные продукты» наряду с йогуртами. Именно поэтому, используя европейские технологии, нужно запатентованный казахский бренд вывести на мировой рынок, убеждены участники проекта.
Айтуган Мукашев, доктор PhD по экономике и экологии коневодства:
- Прежде чем выйти на экспорт, мы должны исследовать продукцию и убедить весь мир в ее безопасности. В совместном НИИ мы сможем готовить магистров и докторов в этой области, сертифицировать продукцию. В будущем даже выдавать франшизу на производство, или не выдавать - это уже будет решаться у нас, в Казахстане. Ганс Цольман, предприниматель из Германии: - Из 400 моих лошадей 200 - дойные кобылицы. Для Казахстана, наверное, это небольшие цифры, но разводить больше не хватает земли. Из 600 литров ежедневно продается только 100, поэтому мне нужны исследования для научного объяснения европейцам пользы целебного напитка. Я с радостью участвую в открытии казахстанско-германского НИИ по изучению его свойств.
Возрождение в Казахстане научных исследований по изучению свойств кумыса станет толчком для развития отечественного производства и поможет вхождению нашей страны в 30-ку самых развитых государств мира, уверены предприниматели и ученые двух сторон. Авторы: Жанат Эрнст, Жомарт Ахметов, Берлин, Германия.