В Алматы профессор из Йемена остался без крыши над головой

В Алматы на территории одного из логистических центров проживает бывший гражданин Йемена. 
Профессор криминалистики Ахмед Мохамед Яхья Авад после начала гражданской войны в начале девяностых был эвакуирован в Казахстан. Когда срок действия его паспорта истек, на родине отказались его продлевать. А получить местное гражданство ему не удается. Восьмой год мужчина живет практически на улице. 

В таких условиях не живет, пожалуй, ни один профессор в мире. Но для Ахмеда Мохамеда Яхья Авада эта каморка - лучшее место, где ему приходилось обитать за последние 8 лет. Комната в четыре квадратных метра. Маленький столик, на котором нет ничего, кроме хлеба. И книги, как напоминание о его успешном прошлом. 

АХМЕД МОХАМЕД ЯХЬЯ АВАД:
- Это мои костюмы и галстуки, которые остались со времен работы в университете. Надо же соответствующе выглядеть, когда работаешь. 

Степень профессора криминалистики Ахмед получил в Казахском национальном университете еще в советские  годы. В 1986-м он приехал из Йемена, поселился в Алма-Ате, где встретил свою будущую супругу, с ней же уехал обратно на родину. В середине 90-х, когда в Йемене началась гражданская война, его семью эвакуировали в Казахстан. С тех пор началась темная полоса. Из-за финансовых трудностей он развелся с женой, через несколько лет умер их сын. Мужчина в буквальном смысле остался на улице, ночуя, где придется и перебиваясь случайными заработками. 

АХМЕД МОХАМЕД ЯХЬЯ АВАД:
- Работал в разных местах. От швейцаров до кафе всяких. Чтобы выживать, делал всё. 

Проблем стало еще больше, когда у мужчины истек срок действия йеменского паспорта. Продлевать его на родине отказались. И вернуться Ахмету обратно не дали. Среди своих он был уже чужим. Стать казахстанцем мужчине тоже не позволили. Ответа на обращение о получении вида на жительство он так и не получил. Удалось лишь оформить паспорт лица без гражданства. 
 
АХМЕД МОХАМЕД ЯХЬЯ АВАД:
- Не в одну дверь я стучался. Я обратился во многие инстанции, но получил непонимание. Я обратился в ООН, у меня была последняя надежда. Но - никак. 

Эксперты с сожалением констатируют: таких как Ахмед Мохамед в Казахстане - десятки. А беженцев, которые находятся в еще более худшем положении - сотни. 

ДЕНИС ДЖИВАГА, заместитель директора Международного бюро по правам человека:
- У нас, к сожалению, в законодательстве такие нормы, которые не позволяют лицам без гражданства получить гражданство Казахстана. Ему говорят: "Принеси справку с посольства страны, гражданином которой ты был 10-15 лет назад". Человек идет в это посольство, а там обоснованно говорят: "Какую справку, если вы не гражданин нашей страны?". И получается, что люди "зависают". 

И есть случаи, когда в такой ситуации люди остаются до конца своих дней. Ахмед Мохамед Яхья Авад уже и не хочет покидать Казахстан. Недавно мужчина узнал, что всей его большой семьи, оставшейся в Йемене, уже нет в живых. Единственное его желание сейчас - найти постоянную работу. 

ЖАННА РАХИМЖАНОВА, корреспондент:
- Через несколько дней Ахмед должен освободить комнату в логистическом центре. Куда он пойдет на этот раз в поисках крыши над головой, мужчина пока не знает. Несмотря на все испытания, с которыми пришлось столкнуться, он не теряет надежды на то, что в его жизни наступит светлая полоса. 

Жанна Рахимжанова, Данияр Жусупов
Следите за новостями zakon.kz в: