Такое заявил дважды экс-министр внутренних дел Казахстана, экс-секретарь Совета безопасности, а ныне депутат Мажилиса Каирбек Сулейменов, отвечая на вопрос Zakon.kz - какое место, на ваш взгляд, занимают казахстанские женщины в политике, достаточно ли их на сегодняшний день, востребованы ли они и где особенно они нужны.
- Буду исходить из своего нынешнего места работы – Мажилиса Парламента. У нас каждый четвертый депутат – женщина, такого в истории парламентаризма Казахстана еще ни разу не было. Могу смело заявить, что вклад женской части депутатского корпуса в законодательство просто трудно переоценить. Практически все работают очень добросовестно и проявляют скрупулезность в гораздо большей степени, чем мужчины. Я бы сказал, что это самая надежная часть депутатов для рассмотрения законопроектов, особенно таких объемных, как Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и так далее.
В целом считаю, что женщин все же недостаточно в управлении государством, особенно на среднем уровне. Количество наших женщин у нас возрастает только за рулем автомобилей, этот процесс у нас идет успешно, а в управлении государством нет.
Мы ни разу не слышали, чтобы женщина-министр или женщина-член правительства покинула свою должность с каким-то скандалом. У таких категорий женщин обостренное чувство сохранения своего положительного образа, имиджа, нежели у мужчин. На мой взгляд, женщины при исполнении государственных функций во многих вопросах гораздо надежнее, чем мужчины.
Вместе с тем я противник того, чтобы они в массовом порядке осваивали так называемые чисто мужские профессии. Я согласен, допустим, с тем, чтобы в правоохранительных и судебных органах было больше женщин. Женщины-судьи - нормально. Женщины-полицейские - тоже нормально, но не во всех службах. Они особенно полезны в качестве следователей, потому что они дотошны, скрупулезны, аккуратны, исполнительны. Ну а в уголовном розыске исключения могут быть в криминальной полиции. Раньше, когда я был министром внутренних дел, в Астане создавали роту женских полицейских, но потом этот взвод почему-то расформировали. Считаю это несколько преждевременным, женщин, желающих попасть в этот взвод, было много. Также весьма полезны женщины-инспектора по делам несовершеннолетних, потому что большинство из них матери и они по-матерински относятся к несовершеннолетним правонарушителям.
В политике у нас мало женщин в системе министерства иностранных дел, практически нет женщин-послов, их мало и в сфере сельского хозяйства, хотя в нашем обществе есть еще резервы для того, чтобы наша прекрасная половина занимала большее количество должностей. То есть у государства еще есть пространства, которые можно заполнять женщинами. Если, допустим, в системе государственного управления условно 5 процентов женщин и 95 процентов мужчин, то эти 95 процентов можно ужать и сделать соотношение 75-80 на 20-25 процентов. Если пятую часть должностей в системе государственного управления займут женщины, то это будет вполне приемлемо, реально.
На вопрос, где взять женщин для заполнения этого резерва, мажилисмен ответил, что можно посмотреть среди студенческой молодежи. Вы посмотрите, почти половина сегодняшних студентов - девушки. Куда они потом деваются? Застревают в низовых звеньях, на лестнице и их надо уметь находить и смелее выдвигать, а не проявлять мужской эгоизм, резюмировал Каирбек Шошанович.
Торгын Нурсеитова