1. Как известно и не требует научного обоснования в современном обществе борьба с теневой экономикой выходит на первое место в повестке дня. Теневая экономика в Республике Казахстан поражает своими объемами не только на уровне крупных предприятий (включая «государственные»), но и на уровне среднего и малого бизнеса. Ежемесячно тысячи работников в Казахстане получают минимальный размер заработной платы, предусмотренный законодательством РК (19 966 тенге), и к нему оставшуюся часть заработной платы «в конверте». Данные валютные ценности (деньги – национальная валюта или иностранная) признаются законодательством РК и обращаются на рынке, но выпадают на определенном этапе обращения из экономики страны (и появляются при новом обращении, если опять таки, эту операцию контрагент «засветит», т.е. выбьет вам чек и т.д.). Какие недостатки такого обращения валютных ценностей проявляются? Пожалуй, самым главным, который освещают как государственные органы, представители бизнеса, так и представители научных кругов, является отсутствие объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением. Говоря проще, государство недополучает колоссальные объемы денег, а это, как известно, заработные платы государственных служащих, работников государственных предприятий, пенсии, пособия, стипендии, государственные программы и т.д. Налогоплательщики (как физические лица, так и юридические) пытаются по возможности максимально не платить налоги, предусмотренные законодательством РК, в то же время пытаются увеличить чистую прибыль, пусть даже «черную кассу» («черный карман»). И если появляется такая легитимная возможность, я уверен каждый налогоплательщик прибегает к ней. Более того, тысячи экспертов ежедневно ломают голову для бизнеса: как обойти такие законы (в частности Налоговый кодекс РК), точнее применив действующее законодательство РК уменьшить свои «расходы» в государственную казну. Как говорят в народе «придумать схему». Механизмы ответственности (административной, уголовной) в этих случаях не работают и не пугают налогоплательщиков, так как (1) «схема» легитимна, (2) вину еще надо доказать.
Для решения этой глобальной проблемы теневого рынка, на мой взгляд, необходимо концептуально изменять валютные правоотношения в Республике Казахстан путем изменения одного из источников права – путем изменения валютного и попутного законодательства РК. Предложение изменения валютного и попутного законодательства РК касаются увеличения объема операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использования валютных ценностей в качестве платежного средства (валютных операций), в безналичной форме до 90 % всех сделок . Что это даст Казахстану? Решаемые проблемы:
1) теневому рынку придется стать прозрачным. Так как все валютные операции будут в безналичной форме, «черной кассы» просто напросто не будет. Покупка хлеба, спичек и т.д. все будет зафиксировано в безналичной форме.
2) исчезнет вечный вопрос: «платил, не платил», т.е. наличие доказательственной базы для спорных правоотношений. Соответственно количество споров по данному вопросу в разы уменьшится, в том числе количество рассматриваемых споров в суде.
Однако, путь к такой системе обращения валютных ценностей несомненно не прост и зависит от многих факторов: развитие банковского сектора страны, обеспеченность соответствующим оборудованием, обеспечение безопасности и т.д.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Гражданского кодекса Республики Казахстан граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели - также правила деловой этики. Статистика судебных разбирательств (дел) показывает, что в нынешних условиях рыночной экономики принципы добросовестности, разумности контрагентами (сторонами) мало соблюдаются или не соблюдаются вовсе. Можно также понаблюдать за статистикой возбуждения уголовных дел по статьям «мошенничество», «присвоение или растрата вверенного чужого имущества» и другим статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан, которая также показывает высокие показатели. Анализируя данную статистику, возникает чувство, что вокруг одни «мошенники», «растратчики» и преступники.
Проблема казахстанского гражданского общества в том, что субъекты права не гоняются за «репутацией», они гоняются за деньгами. Для решения данной проблемы и для стимулирования «добросовестности» субъектов права нами предлагается ввести в соответствующее законодательство РК (Гражданский кодекс РК, Закон РК «О частном предпринимательстве», Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» и другие) такое понятие, как «репутационная карточка» субъекта права. В данной «репутационной карточке» предлагается отразить все сделки субъекта права (юридические лица) или сделки, которые не исполнены в срок или вообще не исполнены субъектом права. «Репутационные карточки» могут иметь определенный рейтинг или уровень опасности для потенциальных партнеров данных субъектов права. По физическим лицам можно также завести «репутационные карточки», в которых будут отражены негативные сведения, связанные с предпринимательской деятельностью или связанные с юридическими лицами с определенным уровнем опасности.
Что это даст Казахстану? Во-первых, предотвратит правонарушения недобросовестных субъектов права, создание финансовых пирамид, во-вторых, будет способствовать созданию не «однодневного» бизнеса, а «векового» (продолжительность жизни европейского бизнеса насчитывается веками), так как субъекты будут пытаться осмысливать действия, сделки и беречь свою репутацию («репутационную карточку»).
Вместе с тем, стоит особо отметить политику Президента РК Назарбаева Н.А. по развитию малого и среднего бизнеса, которая безусловно приведет к благосостоянию народа Казахстана. Для развития «векового» малого и среднего бизнеса необходимо усилить охрану собственности. Собственность в ее общепринятом понимании – это полное и абсолютное обладание вещами, иными предметами. Когда у каждого казахстанца будет уверенность в незыблемости, непоколебимости этого святого права – права собственности, тогда появятся и положительные результаты в развитии малого и среднего бизнеса (несмотря на проводимые меры по снижению административных барьеров, снижению государственного контроля и надзора, уровень административных барьеров, уровень вмешательства государства в бизнес оставляет желать лучшего). Учитывая изложенное, требуется не только придать особый статус собственности в РК, но и развивать гражданское законодательство Республики Казахстан, «основанное на гражданском, частном праве»[1]. Как метко и глубоко отметил известный российский ученый Алексеев С.С. «ибо только «почва» гражданского, частного права позволяет в многообразных гражданско-правовых институтах (собственности, наследования, договоров и др.) утвердить социальные ценности, не ущемляющие свободу человека, его неотъемлемые права и, стало быть, сохраняющие ценности современного правового сознания, культуры собственности в ее единстве с правами человека, а значит, дающие простор для активности, творчества и персональной ответственности личности»[2].
Право собственности. Проблемы теории: монография / С.С. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. Стр. 238.
Право собственности. Проблемы теории: монография / С.С. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. Стр. 238.