1. Чтобы я поменял в законодательстве Казахстана?
Я предлагаю в Указ Президента РК от 22 марта 2013 года № 524 «Об утверждении Правил отбора в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» и проведения конкурса на занятие вакантной и временно вакантной административной государственной должности корпуса «А»» внести следуюшие изменения:
Вариант первый : из пункта 11 (Граждане, желающие участвовать в отборе в кадровый резерв корпуса «А», представляют в уполномоченный орган по делам государственной службы следующие документы) исключить подпункт5) (рекомендательное письмо (не менее одного);
Вариант второй: действующую редакцию пункта 13 ( При отсутствии одного из документов, указанных в подпунктах 1) - 6) пункта 11 настоящих Правил, кандидату отказывается в участии в отборе) изложить в следующей новой редакции : « При отсутствии одного из документов, указанных в подпунктах 1) – 4), 6) пункта 11 настоящих Правил, кандидату отказывается в участии в отборе».
То есть, по рекомендательному письму (подпункт 5 пункта 11) исключить статус обязательнопредставляемого документа, и придать статусиного (не обязательного) документа , касающегося профессионального уровня и личностных качеств кандидатов.
Иначе говоря, предоставление рекомендательного письма сделать правом, а не обязанностью кандидата.
2. Почему?
Обязательность представления рекомендательного письма ставит в неравное положение кандидатов в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А», жителей районов и городов областного значения, в сравнении с кандидатами из городов республиканского значения, столицы, по следующим причинам:
Причина первая: согласно пункта 12 Указа Президента РК от 22 марта 2013 года № 524 «Об утверждении Правил отбора в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» и проведения конкурса на занятие вакантной и временно вакантной административной государственной должности корпуса «А» правом давать рекомендательные письма обладают:
1) политические государственные служащие;
2) депутаты Мажилиса, Сената Парламента РК, секретари маслихатов области, города республиканского значения, столицы;
3) административные государственные служащие корпуса «А», назначенные на должность по решению Президента РК либо из кадрового резерва корпуса «А», сформированного Национальной комиссией;
4) председатели правления национальной компании, национального холдинга, национального института развития, назначаемые по согласованию с Президентом РК или по его поручению с Руководителем Администрации Президента РК.
Но ведь в районах и городах областного значения, например, даже в таком крупном как Махтааральский район с 300 тысячном населением, согласно пункта 12только один человекобладает правом давать рекомендательное письмо - это аким района, назначенный на должность из кадрового резерва корпуса «А»! Остальных же должностей, а соответственно и лиц, перечисленных в пункте 12 Указа Президента РК от 22 марта 2013 года № 524 «Об утверждении Правил отбора в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А»…», в районе просто не существует. Такое же положение и в других районах и городах областного значения.
Но вместе с тем, в соответствии с Указом Президента РК от 10 декабря 2013 года № 708 «Об утверждении Специальных квалификационных требований к административным государственным должностям корпуса «А»«, в районах и городах областного значения действуют достаточное количество районных и городских подразделений центральных государственных органов, стаж работы в которых отвечает квалификационным требованиям и позволяет участвовать в конкурсе , например, на занятие государственных должностей корпуса А третьей подгруппы группы два первой категории (требуется не менее пяти лет стажа государственной службы, в том числе не менее двух лет стажа на должностях руководителей подразделений центральных государственных органов в районах, и городах областного значения, пункт 10), либо на занятие государственных должностей корпуса «А» второй категории (требуется не менее семи лет стажа работы в отраслях государственного управления, экономики, финансов, права, пункт 11).
И вот все эти потенциальные кандидаты, соответствующие квалификационным требованиям, а их наберется в любом районе несколько десятков, должны обращаться за рекомендательными письмами к одному и тому же человеку, обладающему правом давать рекомендательные письма - акиму району! Но аким района будет давать рекомендательные письма исключительно только своим хорошо знакомым! Ведь этого требует сама форма рекомендательного письма, утвержденного национальной комиссией, где черным по белому (примерно) написано - «я знаю этого человека столько-то лет, познакомился с ним (например) в школе/институте/в армии/гос.службе и т.д.».
То есть, в данном случае, кандидатам лично не знакомым с акимом района в рекомендательном письме будет отказано, ведь именно это следует из утвержденной формы рекомендательного письма (форма рекомендательного письма прилагается)! И тем самым грубо нарушаются конституционные права граждан, отвечающих квалификационным требованиям, но не имеющих личных знакомых среди элиты государственных служащих, указанных в пункте 12 Указа Президента РК от 22 марта 2013 года № 524 «Об утверждении Правил отбора в кадровый резерв…». А искать знакомых среди элиты государственных служащих по всему Казахстану не реально и не эффективно. И такая ситуация по всей Республике!
Причина вторая: Одно из положений утвержденной формы рекомендательного письмо в виде - «Принимаю на себя ответственность за представляемого мною кандидата в кадровый резерв корпуса «А»» - начисто отбивает желание у лиц, указанных в пункте 12 Указа Президента РК от 22 марта 2013 года № 524 «Об утверждении Правил отбора в кадровый резерв…» давать рекомедации кому-бы то ни было, даже хорошо знакомым, даже хорошим специалистам. Ведь в реальности никто не знает как поведет себя в дальнейшем этот рекомендуемый им кандидат. В итоге, большинство кандидатов рискуют остаться вообще без рекомендаций.
Причина третья: Рекомендательное письмо порождает не оправданную зависимость кандидатов от конкретного лица, обладающего по воле случая правом давать рекомендательные письма.
3. Что это даст стране?
- даст приток новых высокопроффессиональных и высококвлифицированных управленцев корпуса А, имеющих ценный опыт региональный государственной службы, не связанных личным знакомством и личной преданностью какому-бы то ни было конкретному лицу ,
- будет способствовать исключению случаев отбора в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «А» по признакам личного знакомства, родства и землячества,
- при форс-мажорных обстоятельств «не подставит» лицо, заслуженно вошедшее в число элиты государственной службы, вся «вина» которого - предоставление рекомендательного письма вызвавшему доверие лицу.
Приложение: Форма рекомендательного письма
Бланк письма организации (или должностного лица)
Дата и № письма
Национальная комиссия
по кадровой политике
при Президенте
Республики Казахстан
Рекомендательное письмо
на кандидата в кадровый резерв корпуса «А»
_________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Я, ____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество рекомендующего лица)
знаю _________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата в кадровый резерв корпуса «А»)
______________________________________________________________________________
(условия и продолжительность знакомства)
Рекомендую ___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
в _________________________________________________________________________ кадрового резерва корпуса «А», поскольку
(подгруппа, группа, категория)
______________________________________________________________________________
Кандидат обладает такими качествами, как _______________________________________
_______________________________________________________________________ _______
(указываются профессиональные и личностные качества кандидата; примеры, подтверждающие наличие у кандидата перечисленных качеств)
Дополнительная информация:
_______________________________________________________________________ _______
Принимаю на себя ответственность за представляемого мною кандидата в кадровый резерв корпуса «А».
Должность подпись Ф.И.О рекомендующего лица