На прошлой неделе в Алматы представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) убеждали общественность и бизнес в том, что монополии и интеграция –явления несовместимые. Более того, такое сочетание чревато последствиями. Поскольку монополии, а они встречаются в Казахстане, России и Белоруссии, подразумевают высокие цены для потребителей, а для бизнеса – недоброкачественную конкуренцию.
Впрочем, чтобы не хвататься раньше времени за сердце, представители ЕЭК работают над тем, чтобы больше людей и субъектов бизнеса получили преимущества от интеграции. И здесь роль первой скрипки играет коллегия (министерство) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК, которая решает разные задачи.
«Это совершенствование антимонопольного законодательства. Второе направление – это исследование трансграничных рынков. Мы открыли границы, поэтому важно знать, что творится на границах, какова ценовая политика», – отметил член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов.
Главная философия – создать равные условия для всех игроков на рынке и убрать барьеры на пути прохождения товаров. Такое поручение дали президенты Казахстана, России и Белоруссии. Работа в этом направлении еще ведется.
«Но в мае уже будет ясная картина. Более-менее ясная картина есть по продуктам питания. Однако сейчас задача состоит в том, чтобы предприятия теперь вели правильную конкуренцию, чтобы не было фактов недобросовестной конкуренции», – говорит член коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК.
Например, по фактам торговых марок, когда компании дают продукции одинаковое или схожее название. Правда, заметим, что речь не всегда идет только о копировании оригинальных брендов. Бывает и так, что проблемы возникают у производителей, которые используют бывшие советские наименования. А их, как известно, можно встретить в любой постсоветской республике. И тут возникают проблемы.
«В Казахстане либеральное законодательство, направленное на приток инвестиций. Поэтому к нам заходят российские товаропроизводители. Потому что бренд, который был ранее, не требует регистрации для продаж. В России ситуация другая. В итоге, например, наши конфеты с советскими названиями наталкиваются на барьер в соседней стране», – говорит Нурлан Алдабергенов.
В мае подобные меры будут подготовлены и представлены президентам трех стран.
Мир без барьеров
Как оказалось, независимое развитие не прошло бесследно. Наши страны старались защитить своего товаропроизводителя, сохранить рабочие места. Но такие меры вышли боком для интеграции и стали барьером на пути продвижения товаров на общий рынок. В итоге сегодня Казахстан сталкивается с порядка 300 таких препятствий.
«Для казахстанской экономики самыми чувствительными являются барьеры по электроэнергии. Для нас очень важно решить ситуацию по газу, нефти, по продуктам питания. И особенно по железной дороге, в силу того, что Казахстан не имеет выхода к открытому морю», – констатирует Алдабергенов.
По его словам, у нас в Павлодаре есть крупная электростанция. Она вырабатывает до 30 процентов электричества в стране и имеет экспортный потенциал. Для этого нужно, чтобы энергия беспрепятственно попадала в Россию. Казахстан является поставщиком нефти. Она России не нужна, но ее можно поставлять в третьи страны через территорию соседнего государства. Аналогичную картину мы видим по сельхозпродукции, например зерну. Есть барьеры, связанные с реализацией продуктов питания, – санитарные ведомства стран.
«Мы с 500 барьеров сократили до 300. И наша задача – вообще их убрать», – говорит представитель ЕЭК.
О проблемах с «тромбами» говорит и парадоксальная ситуация на трансграничных рынках. К примеру, «аудиторов» сильно удивила Белоруссия тем, что производители этой страны сбывают продукцию на внутреннем рынке по более высокой цене, нежели в России. Так, сахар белорусам реализуют по 148 тенге за килограмм, а в соседней стране его продают по 140. Аналогичная картина наблюдается в сфере стройматериалов.
«У себя внутри (в Белоруссии. – Ред.) они продают цемент по 643 тенге, а в России по 478 тенге за одну упаковку», – говорит Нурлан Алдабергенов.
Пока в ЕЭК выясняют, за что производители невзлюбили местных клиентов. Версий много. «Здесь либо государство субсидирует, либо ценовая политика не та», – заключают в ЕЭК. На всякий случай данные исследования отправили в Минск. Не меньше вопросов возникает по Казахстану, где в поле зрения попал российский автогигант ВАЗ.
«Он занял доминирующую долю на рынке Казахстана – порядка 39 процентов продаж», – констатируют в ЕЭК.
И тут же говорят: это сигнал для нас! Нужно наращивать выпуск машин в Казахстане, чтобы снизить долю российского автопрома. Со своей стороны ЕЭК обещает тщательно анализировать ситуацию на рынке, чтобы соблюдались одинаковые условия для всех игроков.
Долой роуминг!
Между тем преимущества от интеграции могут получить и простые граждане трех стран. Речь идет о роуминге на сотовую связь. На встрече в Алматы напомнили, что в ЕС сейчас идет работа по обнулению роуминга. Этот процесс должен будет завершиться в 2015 году, благодаря чему граждане Старого Света смогут по одному тарифу общаться как у себя на родине, так и в соседней стране. Подобные мероприятия планируется осуществить на просторах ЕЭС.
«Когда мы начали исследовать трансграничные рынки, первое, с чем мы столкнулись, был рынок сотовой связи. И мы в сентябре 2013 года поставили такой вопрос», – отметил Нурлан Алдабергенов.
Правда, пока речь идет о планах. Поскольку на этом пути ЕЭК встречает как сторонников, так и противников. Хотя следует отметить, что сторонников все-таки на порядок больше – это население трех стран и еще иностранные граждане, которые по делам оказались в России, Казахстане или Белоруссии.
«Мы сразу почувствовали положительную поддержку со стороны населения. Мы заметили позитивную реакцию даже со стороны своих коллег из Евросоюза», – говорит представитель ЕЭК.
Но, как водится, наряду с защитниками подобной меры были и противники в лице операторов сотовой связи. Но ожидается, что их число в перспективе станет меньше. Сегодня с операторами сотовой связи проводится беседа, на которой их убеждают в том, что они не потеряют доход, и даже больше – приобретут новых клиентов из трех стран.
«Конечно, были и такие, кто встретил подобные перемены отрицательно. Поскольку снижение тарифов и уменьшает доходы. Но, с другой стороны, мы им говорим, что рост стоимости услуг сокращает число клиентов. Если люди при пересечении границы меняют СИМ-карту в телефоне, то это плохо для вас», – отмечает Алдабергенов.
Впрочем, одними разговорами дело не ограничивается. Речь идет о том, чтобы пересмотреть ряд нормативных документов. Поскольку границы открылись, но у каждой страны имеется своя законодательная база, в рамках которой действуют операторы сотовой связи.
«По нашим подсчетам, эта работа займет 3–4 года. Мы не должны отставать от Европы в этом направлении. Потому что наши коллеги планируют завершить эту работу до 2015 года и смотрят на нас, как мы отреагируем», – говорит наш собеседник.
Возможно, свою лепту в интеграцию на постсоветском пространстве внесет и ЕС, так как успешный отказ от роуминга в Европе станет еще одним аргументом в пользу работы по новой схеме на просторах ЕЭС.
Параллельный импорт
Еще одним парадоксом интеграции, усиливающим монополистические тенденции, стал так называемый параллельный импорт. Речь идет о праве на ввоз в страны ЕАС оригинальных товаров, принадлежащем только официальным дистрибьюторам. Из-за этой нормы другие бизнесмены не имеют возможности заниматься импортом подобных вещей.
«Так получилось, что подписали соглашение три государства и закрыли себе такую возможность. Раньше в Казахстане каждый желающий мог завозить оригинальный товар и продавать его, а сегодня нет», – говорит представитель ЕЭК.
Как говорится, проблемы не было, мы сами создали ее, ограничив конкуренцию. И как следствие – минусы такого решения быстро ощутили на себе потребители. Им предлагали оригинальные товары по таким же оригинально высоким ценам.
«Если мы сможем решить эту проблему (параллельного импорта. – Ред.), мы снизим цены на автозапчасти (на импортные машины) до 80 процентов. На спорттовары – до 40, на парфюмерию – до 60 процентов, на фотоаппараты и велосипеды – до 20 процентов. Все это денежные средства нашего населения», – отметил Нурлан Алдабергенов.
По его словам, страдают не только потребители, но и бизнес. Только в Алматы из-за норм параллельного импорта были закрыты 30–40 магазинов автотехники. Однако такое положение обещает измениться. Сегодня противниками перемен, как и водится, выступают крупные компании. Но с ними ведется работа.
«Потому что этот вопрос оставлять нельзя, если есть возможность снизить цены на запасти на 80 процентов», – говорит Алдабергенов.
Вот и получается, что не так страшен черт, как его малюют. Поэтому нет смысла бояться общего рынка, главное, чтобы правила были единые для всех и соблюдалась добросовестная конкуренция. В таком случае и бизнес будет доходным, и потребители счастливы.