92 тысячи человек, проживающих на территории общей площадью 23200 гектаров, уже могут мечтать, что скоро сменят сельскую прописку на городскую.
Как заявляют в управлении земельных отношений Алматы, урбанизация южной столицы позволит обеспечить правопорядок, расширить въездные магистрали, продолжить строительство социальных объектов и автовокзалов с паркингом. Чиновники заявляют, что документ находится на утверждении в правительстве. Как только постановление правительства Республики Казахстан "О проекте Указа Президента Республики Казахстан "Об изменении границ города Алматы" будет подписано премьер-министром, документ сразу окажется на столе у главы государства.
В Илийском районе намерены присоединить часть земель поселков Боралдай и Первомайский. В Карасайском районе в черте города окажутся села: Алатау, Ерменсай, Нурлытау (Энергетик), Курамыс, Рахат, Каргалы, Карагайлы, Жайлау, Шугыла, Акжар, Таусамалы, Таужолы, Тастыбулак, Алгабас, Теректы, Рахат, Мадениет. В Талгарском районе к городу отнесут села: Альмерек, Кайрат, Колхозшы, Кольсай, Сулусай, Ремизовка, Актобе, Аккайын.
Руководитель отдела управления земельных отношений Владимир Яковлев заявил: "Анализ современного использования включаемых в черту города Алматы территорий показал, что земли с восточной стороны города Алматы, расположенные от Аэропорта вдоль Кульджинского тракта и с южной стороны, географически уже находятся внутри города.
В пригородной зоне города Алматы размещены коммунальные объекты, логистические центры, объекты и источники инженерного обеспечения, транспорта, тесно связанные с городом Алматы, садоводческие и дачные массивы, места кратковременного и длительного отдыха населения, зоны сельскохозяйственного производства, что требует в настоящем и будущем особого тесного взаимодействия уполномоченных государственных органов при освоении и застройке территории и улучшения качества жизни населения, проживающего на ней".
Стоит отметить, что пока риелторы не оценили факта включения близлежащих районов в границы города и не собираются отслеживать тенденцию роста или падения стоимости жилья. Сельская недвижимость пока не представляет интереса, поскольку одна из проблем - это низкая стоимость и отсутствие подключения к коммуникациям.
По словам ведущего специалиста агентства недвижимости "Тумар" Ольги Шестаковой, "предыдущие два присоединения не играли большой роли, земля упала в цене во время кризиса 2008-2009, но затем она поднялась. Присоединение большой роли не играет, в основном, это Карасайский район, мы сейчас о нем говорим, и он самый густонаселенный, если сравнивать с Илийским или Талгарским. Присоединяют земли, на которых расположены крестьянские хозяйства, а здесь целевое назначение поменять очень сложно, а это влияет на цену. Если бы внесли в закон и норму, что у населения есть шансы перевести земли под ИЖС, то это вызывало бы у населения интерес".
"А так, в основном, это личное хозяйство и крестьянские хозяйства. Вот если бы их перевели в ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) или хотя бы в ЛПХ (личное подсобное хозяйство), то да, тогда бы это влияло на цену. Мало того что это сложно, так и государство контролирует использование земель. Раньше можно было иметь любое целевое назначение и там же жить. Поскольку у людей только одна потребность - в жилье. По ценам, если мы берем Баганашыл в Карасайском районе, то там 1 сотка стоит от 10 до 12 тысяч долларов, в совхозе Алатау расположены хорошие ИЖС участки.
Если мы берем Талгарский район, там, конечно, меньше, можно 1 сотку купить и за 800 долларов. Однако, важное значение имеют коммуникации, одна из проблем - отсутствие газа. К примеру, присоединили Кайрат, но там газификация только начинается. Это значит, что население будет отапливаться углем, деревом или жидким топливом. Это очень сильно влияет на цену", - подытожила Ольга Шестакова.
По данным чиновников, вопрос с расширением границ повлияет и на разгрузку автомобильных дорог. На сегодняшний день в Алматы зарегистрировано более 500 000 автотранспортных средств, более 200 000 иногородних машин заезжает в мегаполис, создавая пробки и заторы. Чтобы решить эту проблему, акимат Алматы намерен построить четыре автовокзала, где можно будет припарковать в общей сложности 20 000 машин. При въезде в город чиновники намерены ограничить скорость передвижения авто до 20 километров в час. В городской администрации надеются, что эта мера поможет владельцам иногородних железных коней пересесть на общественный транспорт.