Для этого Казахстан должен иметь возможности для развития своих торговых отношений и более расширенный рынок сбыта, а потому важно создавать экономические союзы с соседними государствами, считает Рахман Алшанов, ректор университета «Туран», спикер круглого стола по актуальным вопросам Евразийской интеграции, который прошел сегодня в Алматы.
Участники встречи отметили, что Евразийский Союз позволит улучшить общий инвестиционный климат в Казахстане, России и Беларуси, обеспечит более комфортные условия для развития бизнеса, увеличит объемы промышленного производства, создаст новые рабочие места.
Для Казахстана в прошлом году важнейшими ведущими партнерами ЕС в торговле стали Китай и Россия. Для России – Китай, Нидерланды, Германия, Италия и Украина. Китай впервые обошел Россию на рынке Казахстана и намерен в ближайшие годы удвоить товарооборот со странами Центральной Азии, в том числе с Казахстаном, на который приходится более 70% всей торговли этой страны с регионом.
Также Китай намерен предпринять все необходимые меры для торгового наступления на рынки других стран, включая упрощение условий торговли, инвестиций, распространения новых форм торговли. Эта наступательная торговая политика будет реализована и в ЦА, главным образом в Казахстане.
Аналогичную стратегию разрабатывают и другие страны, в том числе ЕС, Украина, ЦА, Латинская и Северная Америка. Поэтому сейчас создание относительно устойчивых рынков сбыта для казахстанских производителей актуально, подчеркнул Рахман Алшанов. По его мнению, для Казахстана сбыт сырьевых товаров не представляет сложностей, на них всегда есть спрос. В последние годы встал вопрос о рынках сбыта на новую продукцию, но для многих отечественных производителей освоение выпуска той или иной продукции априори становится нерентабельным, что является естественным ограничителем диверсификации национальной экономики. Начинать производство сразу с больших объемов, и выходить на остро конкурентный рынок для нашего начинающего предпринимательства было бы большим риском. Накопленный потенциал отечественного бизнеса все еще не позволяет вести себя относительно вольготно на мировом рынке. Создается как бы тупиковая ситуация и в условиях таких жестких тисков конкуренции единственно верным является интеграция, считает спикер.
- Глава нашего государства неоднократно ставил эти вопросы и настойчиво продвигает идею евразийской интеграции, - напомнил Рахман Алшанов. – Для реализации этой идеи имеются достаточно весомые аргументы. Прежде всего, почему в качестве центрального партнера выбрана Россия? Главный аргумент – естественные преимущества, с этой страной у нас общая граница в 7 тыс. км, у нас давнишние торгово-экономические связи.
Казахстанские экспортеры направляют свою продукцию на внешние рынки, исходя из спроса, рыночной конъюнктуры. При этом значительная часть нашего экспорта идентична российской – нефть, газ, уголь, руды, металлы, зерно… Другими словами, подавляющая часть казахстанского экспорта по своему содержанию не ориентирована на российский рынок, за исключением тех товарных позиций, которые в России не производятся или выпускаются в недостаточном количестве. В свою очередь для казахстанских потребителей экономически выгодно покупать российскую продукцию, лучше отвечающей требованиям цена – качество.
Что касается резкого роста поставок российских товаров на казахстанский рынок в первый же год действия ТС, то, по мнению Рахмана Алшанова, это означает, что бизнесмены России весьма позитивно отнеслись к экономической ситуации в нашей стране. Сейчас наступает период более конструктивной, реалистической оценки емкости казахстанского рынка и поставки от первоначального роста в 200-300 раз снизились до 1,5-2 раза. Это вполне естественно и более адекватно, полагает спикер.
Для казахстанского предпринимательства открытие широкого российского рынка означает увеличение выпуска продукции максимум в 8 раз, на 800%. Это требует расширения производства, дополнительных инвестиций, рабочей силы, новой логистики… То есть, говоря о темпах освоения взаимных рынков, нужно учитывать весовые категории предпринимательства. Структура российской экономики изначально была более диверсифицированной, а значит, более конкурентоспособной. Это конкурентное преимущество и сказывается на разных стартовых условиях в ТС.
Казахстан экспортирует в Россию в основном сырье. Даже в кризисный год казахстанские поставки угля, руды, аграрной продукции превысили 42 млн. тенге. По более тысячи товарным позициям Россия – единственный, основной или ведущий поставщик. В то же время по целому ряду экспортируемой казахстанской продукции эта страна – единственный или ведущий покупатель. Россия же направляет в Казахстан в основном продукцию перерабатывающей промышленности.
Растущие российские поставки указывают, во-первых, на увеличение спроса на промышленные товары, машины и оборудование, что позволит решить эту проблему в Казахстане за счет российских товаров, так как наши предприятия оказались не готовыми удовлетворить возникшие потребности. Наиболее приемлемым с точки зрения конкурентных преимуществ – транспортных, финансовых, ценовых оказался российский товар. Во многом этот товар технологически и технически совместим с казахстанским. Анализ структуры взаимной торговли показываает, что отечественное производство вполне может освоить выпуск значительной части импортируемой номенклатуры.
На взгляд г-на Алшанова, для устранения диспропорций во взаимной торговле, которая в рамках общего товарооборота таковой не является, необходимо рассмотреть вопросы расширения казахстанских поставок на российский рынок. Отечественным маркетологам и предпринимателям следует детально изучить потребности российского рынка, динамику экономических процессов и содержание программ развития.
Участники алматинской встречи пришли к выводу, что в целом создание единого рынка повысит устойчивость и рентабельность отечественных предприятий. Повышение статуса ТС позволит перейти к взаимному регулированию совместного рынка, чтобы избежать неоправданной конкуренции. Безусловно, эту важную работу нужно проводить, тщательно взвешивая каждое решение, чтобы не создавать новых препятствий на пути бизнеса.
А страхи, что новый союз заберет часть суверенитета страны и затормозит рост национальной экономики, ничем необоснованны, добавил в заключение спикер.
Торгын Нурсеитова