Сегодня в Алматы состоялась дискуссия «Декларирование доходов: за и против». Как известно, сейчас у нас разрабатывается законопроект о декларировании доходов и имущества граждан Казахстана и лиц, имеющих вид на жительство, в котором переход к всеобщей декларации предусматривается начать уже в 2015 году и завершить в 2017-м.
Декларирование коснется всех граждан без исключения, включая несовершеннолетних. Однако этот вопрос вызывает большую дискуссию среди экспертов и в обществе. Очевидно, что население пока не готово перейти к декларированию своих доходов. Во-первых, неясны механизмы и процедура декларирования, ответственность за предоставление сведений, не соответствующих действительности. Во-вторых, непонятен способ пополнения госбюджета за счет уплаты налогов физическими лицами при большой доле самозанятых, высоком уровне безработицы и огромном разрыве между богатыми и бедными. По соцопросам, от 22 до 60 процентов казахстанцев выступают против данной инициативы. Позволит ли она создать систему эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупцией и полностью собирать налоги в бюджет?
Как сообщил модератор Ерлан Смайлов, Налоговый Комитет Министерства финансов отказался участвовать в этой встрече, хотя их приглашали целенаправленно, чтобы они разъяснили основные положения законопроекта о декларации доходов, который уже четыре раза изменялся.
Ерлен Бадыхан, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности изменений:
-Декларирование доходов в Казахстане, как и во многих других странах – достаточно сложное и противоречивое мероприятие. Наше государство апеллирует к борьбе с коррупцией и теневой экономикой посредством всеобщего декларирования. По логике государства, в том, что теневая экономика у нас составляет порядка шести триллионов тенге, виноваты и частные извозчики, и бабушки, которые продают шерстяные носки или укроп на базаре. И за их счет чиновники планируют навести в этом вопросе порядок. Мне эти попытки напоминают стремление во что бы то ни стало воплотить в жизнь известное высказывание Бенджамина Франклина, что неизбежны только смерть и налоги. Я считаю, что принимать законопроект в таком виде, в котором он сейчас находится, пусть даже в четвертой редакции, нельзя. На мой взгляд, во всеобщей декларации есть только один положительный момент - могут быть данные на людей, на которых наши крупные чиновники записывают свои казахстанские активы, если, конечно, этот самый крупный чиновник не позаботится заранее о том, чтобы его родственник, на которого все записано, удачно избежал всеобщей переписи доходов.
Давайте вкратце пройдемся по логике разработчиков законопроекта. Есть три программные цели и, на мой взгляд, у каждой есть некоторые недостатки. Мы часто говорим, давайте начнем с себя, не будем давать взятки гаишникам, не будем давать за устройство ребенка в садик, за успешное окончание сессии, за прием в больнице и так далее. Конечно, это утверждение правильное, но лишь отчасти. Существующая система госуправления в Казахстане способствует процветанию коррупции, потому что все мелкие поборы идут по цепочке на самый вверх, до первого руководителя, которые чаще всего заинтересованы в сложившемся положении дел и не хотят менять сложившийся статус-кво. Поэтому если все население вдруг возьмется за декларацию и укажет свои чаще всего мизерные сбережения, коррупция никуда не исчезнет. А, учитывая нашу казахстанскую специфику, она может даже усилиться, потому что всегда найдутся люди, которые забудут отметить тот или иной пункт в декларации, и для которых налоговый инспектор пообещает решить потом вопрос за вознаграждение. Также и теневая экономика никуда не исчезнет оттого, что все люди, все население Казахстана возьмет, да и заполнит декларацию. Бороться с этим нужно другими способами, в частности, упрощать налоги для малого и среднего бизнеса. Можно было бы рассмотреть замену сложного для расчетов корпоративного подоходного налога на простой налог – налог на сделку – и облагать им только в случае превышения заранее определенного лимита.
Второй путь связан с зарплатами. Известно, что значительная часть работодателей платят порядка 30% от зарплаты каждого сотрудника в виде налогов. Если изменить это соотношение в нашу сторону, работодатели в сфере среднего и малого бизнеса позволят себе выйти из тени. Соответственно, теневая экономика сократится, и декларации отдельных физических лиц здесь не окажут большого влияния.
Чиновники приводят интересный пример: допустим, вы купили Lamborghini, а мы проверим, на какие деньги вы его купили. Большинство граждан Казахстана понимают, что человек, который купил Lamborghini и при этом не пошел по миру, без особого труда выйдет из ситуации, когда у налоговых органов возникнут к нему вопросы. Конечно, налоговые органы могут сказать, нет-нет, это все не так, ведется целенаправленная работа без оглядки на титулы, регалии, личности, фамилии и так далее, но мы то знаем, что это немножко не так.
На прошлой неделе в СМИ прошла информация, что в Алматы ездит Lamborghini без номеров, за рулем некий молодой человек, почему он так себя ведет? Ответ прост, он знает, что инспектор дорожной полиции его не остановит, что ему никаких вопросов задавать не будут. Наоборот, инспектор дорожной полиции вздохнет с облегчением, когда данный суперкар выйдет из зоны его патрулирования и въедет в зону действия другого инспектора. Если государство элементарно стесняется остановить Lamborghini или Bugatti Veyron, и если это сделает какой-нибудь прыткий инспектор, он в лучшем случае будет уволен. Поэтому контролировать доходы и расходы нужно пока только по определенной категории известных лиц, всеобщее декларирование пока не нужно. И не нужно трясти самозанятое население, которых у нас более 40% всех трудоспособных граждан.
Как утверждают чиновники, во Франции и других странах бюджет на 80% состоит за счет налогов физлиц. Но они не говорят, что уровень жизни и уровень доходов в Казахстане и в других развитых странах кратно отличаются, они несопоставимы. И добиваться того, что наши физлица вдруг разбегутся, да и закроют бюджет страны на 80% из своих налогов – утопия, на это рассчитывать не нужно. Так что высказывание чиновников о 80% я объясняю только банальной нехваткой денег в бюджете, потому что источников у нас сейчас мало, пополнения в ближайшем будущем не ожидаются, тем более, вы сами знаете, в каком положении наша гордость Кашаган.
Хотел бы обратить ваше внимание и на чисто технические моменты электронной подачи декларации, онлайн. Казалось бы, все очень просто, сел за компьютер, набил форму, нажал на кнопку «отправить». Но на самом деле это не так, не все умеют работать на компьютере, не у всех компьютерная грамотность, не везде есть интернет. И если наши гениальные разработчики вдруг захотят объединить все это с порталом egov.kz и со всякого рода электронными подписями, пиши, пропало и вся эта инициатива загнется на корню.
Что касается почтовых отправлений деклараций, то я ознакомился с законопроектом и не увидел там, каким образом Казпочта будет справляться с миллионами бланков, если будут сдавать декларацию и младенцы, и глубокие старики. Эти бланки нужно будет заполнить и отправить в ЦПО (центр по приему и обработке информации - Т.Н.), а они еще не созданы. Это опять непродуманный момент. А если будут сдавать в налоговых органах, то население наше как обычно пойдет туда в последний или предпоследний день и в каждом налоговом управлении будет твориться вавилонский хаос.
У населения пропало всякое доверие к различным экономическим преобразованиям, тем более, после девальвации и если на этом фоне еще и требовать от людей сдавать декларацию о доходах, ничего не предоставляя взамен, то это обострит и без того непростую социально-политическую ситуацию в стране. Мои выводы – не нужно декларировать всем, это преждевременно. Разработчики законопроекта сами не верят, что это искоренит коррупцию. Нужно сократить категории населения, обязанных сдавать декларацию, оставить тех, кто сдает сейчас и приплюсовать к ним всех их родственников, потому что у всех родственников коррупционера, включая детей, душевнобольных, ветеранов… числится имущество. Плюс добавить тех, кто занимается частной практикой – нотариусов, адвокатов, врачей и так далее, а также тех, кто имеет кассовый аппарат, ежедневный доход. Остальных нужно убрать до тех пор, пока уровень жизни в Казахстане не приблизится к уровню жизни развитых стран, на которых нам предлагают равняться. Будут у нас доходы как во Франции, США – пусть вводят всеобщую декларацию, а сейчас рано.
Олжас Худайбергенов, экономист:
- В обсуждаемом законопроекте есть три официально заявленных целей. Это контроль доходов населения, борьба с коррупцией и теневой экономикой. Борьба с коррупцией – самая слабая цель, потому что с коррупцией обычно борются политическими способами, а не экономическими. И имена коррупционеров обычно известны, они всегда на виду, их круг ограничен, их можно легко найти, наказать, посадить и так далее. А вводить тотальное декларирование для всего населения ради того, чтобы наказать этих коррупционеров, слишком неоправданно.
Что касается борьбы с теневой экономикой, то здесь опять же борются через пересмотр налоговых инструментов, а не через введение тотального декларирования. В Казахстане назрела ситуация, чтобы в каждой отрасли ввести свой особый налоговый режим, который бы учитывал ее специфику и позволял бы предпринимателю выйти в свет.
О контроле доходов и расходов населения: текущий формат законопроекта предлагает очень жесткий формат декларирования. Это декларация об активах и обязательствах, которая фиксирует активы и обязательства человека на конец года. Вторая декларация о доходах и имуществе. Она фиксирует все операции человека в течение года. То есть по этим двум отчетам можно увидеть человека и такую отчетность нужно ввести для политических служащих и их прямых родственников. Для административных госслужащих надо оставить текущий формат декларирования, а для остального населения не надо вводить декларирование, за исключением случаев, когда сделки выше определенной суммы.
Надо отметить, что Казахстан оказался в уникальной ситуации, мы единственная страна, где существует налог, но нет декларации. Нам, наоборот, нужно снижать налоги для населения, так как у них доходы низкие. Мотивация всеобщего декларирования в зарубежных странах и у нас – совершенно разная. У нас законопроект вроде направлен на борьбу с коррупцией, но наши коррупционеры легко найдут лазейки и обойдут закон. А простое население не будет знать эти лазейки и попадет под штрафы и ненужный документооборот.
Есть еще один технический момент, которым при желании можно воспользоваться. Есть минюст и есть минфин. У минюста есть полная база по объектам недвижимости и минфин без проблем может получить оттуда всю информацию, нежели от самого человека.
И главное, этот закон пойдет против бизнеса, человек окажется зажатым с двух сторон и ему не дадут нормально работать. Поэтому, считаю, всеобщую декларацию нужно оставить только для политических госслужащих. Для административных госслужащих оставить действующий формат. А для остального населения - только при наличии сделок.
Жанат Курманов, Казахстанская фондовая биржа:
- Здесь два разных подхода к одной и той же проблеме декларирования доходов. Нам нужно обратить внимание, на что направлено декларирование доходов, чтобы мы не подменили те цели, которые поставлены, другими целями. В Концепции четко сказано, что задачи при декларировании следующие: борьба с коррупцией, недекларированными доходами, повышение поступления доходов в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений для того, чтобы повысить всеобщую социальную защищенность населения. Понятно, что здесь речь идет о том, чтобы мы повысили доходную часть. И понятно, что по мере того, как у нас будут расти налоги с подоходного налога, доходы и дальше соответственно будут расти, если мы повысим налогообложение до индивидуального подоходного налога.
Но кроме доходов, необходимо учесть расходы. Если мы будем вводить всеобщее, поголовное декларирование дохода, мы понесем очень большие расходы с точки зрения налогового администрирования. И эти расходы, возможно, перекроют ту доходную часть, которую мы получим в результате всеобщего декларирования. Я предлагаю рассмотреть такие предложения.
Первое – в международной практике часто используется, что обязанность декларирования доходов появляется с определенного уровня дохода. Это значит, что если доходы ниже определенного уровня, никто декларацию не сдает. Второе - при подаче декларации необходимо указывать только доходы, не обложенные индивидуальным подоходным налогом. Смысла указывать в декларации доходы, которые получены в виде зарплаты – а подавляющая часть населения получает доходы в виде зарплаты – нет. Тем более, нет необходимости нагружать все население сбором нужных справок, информации Это неразумно. Мне кажется, нужно указывать только те доходы, которые не обложены налогом и которые позволят гражданам, готовым заплатить эти налоги, указать эти доходы и заплатить налоги. Фактически это будет не карательная мера, а мера, которая позволит населению выполнить свои обязательства и уплатить налоги.
Айдар Алибаев, председатель правления Финпотребсоюза:
- Декларирование доходов, конечно, благая цель, но сами чиновники будут противодействовать этому закону, они его просто заблокируют. Кто, к примеру, может заставить акима декларировать свои доходы, если он ни от кого не зависит, кроме президента. Или министр, или судья… Они разве будут отчитываться о том, что они наворовали? Выход – только политическая модернизация общества, политической системы в стране. Только тогда можно решать эти вопросы цивилизованно. А при нашей коррупции говорить об этом смешно. А местное самоуправление... Мы его уже почти забыли, настолько его нет в обществе. Наши чиновники любят сравнивать нас с Сингапуром, Францией и другими развитыми странами, но этого в принципе нельзя делать, потому что наши экономические системы как слон и Моська. Поэтому без серьезных политических преобразований декларирование доходов будет пустая декларация.
Торгын Нурсеитова