Шум вокруг авиакомпании «СКАТ», начавшийся из-за авиапроисшествия на прошлой неделе, никак не утихает. О возможных проблемах в деятельности одного из крупных авиаперевозчиков Казахстана заговорили в Парламенте РК. Сенатор Жабал Ергалиев обратился с запросом к главе правительства с предложением временно отозвать лицензию у авиаперевозчика. По мнению депутата, летать самолетами авиакомпании «СКАТ» небезопасно. В запросе сенатор напомнил о трагическом происшествии в Алматы, когда до взлетной полосы воздушной гавани южной столицы не долетел рейс, следовавший из Кокшетау. Тогда, 29 января 2013 года, авиакатастрофа унесла жизни 21 человека. Причиной трагедии, по данным депутата, стал человеческий фактор.
Особую тревогу и беспокойство вызвали у сенатора и последние два события, произошедшие несколько недель назад, в которых фигурировали авиалайнеры перевозчика.
Напомним, 7 апреля «Боинг-737» авиакомпании «СКАТ», совершавший полет из Шымкента в Астану, из-за проблем с передним шасси совершил аварийную посадку в аэропорту столицы. В результате согласованной работы пилотов, сотрудников аэропорта, Комитета гражданской авиации и МЧС воздушное судно приземлилось успешно: никто из 94 человек на борту (5 членов экипажа и 89 пассажиров) не пострадал. Ранее, 1 апреля, у самолета авиакомпании «СКАТ» при посадке в аэропорту Астаны отказала тормозная система.
Разбор полетов
Безопасно ли летать на самолетах? Наверняка каждый пассажир воздушного судна задавал себе этот резонный вопрос хотя бы раз в жизни. Авиаторы всегда оперируют статистикой: по количеству жертв и происшествий, по сравнению с другими видами наземного, водного и даже железнодорожного транспорта, у авиации самый низкий показатель.
По данным специализированного информационного ресурса Aviation-safety.net, за минувшую неделю в мире произошло 52 авиационных происшествия, в которых погиб 21 человек. Больше всего из этих аварий произошло в США.
Гражданская авиация Казахстана не может похвастаться нулевыми показателями аварийности. Информационные ленты время от времени сообщают о различных происшествиях в стране. Проблемой обеспечения безопасности полетов озадачились и в правительстве РК. Так, в феврале этого года первый заместитель премьер-министра РК Бахытжан Сагинтаев отметил необходимость разработки национальной программы по обеспечению безопасности полетов. Вице-премьер проявил обеспокоенность цифрами аварийности на воздушном транспорте. Так, по его данным, за последние пять лет с гражданскими судами произошло 10 катастроф. Причины были разные: от человеческого фактора до технического состояния.
В марте министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев доложил премьер-министру, что в результате совместной работы со специалистами технического бюро ИКАО в действующее законодательство планируется внести более 40 поправок, большая часть из которых коснется процессов сертификации и постоянного надзора за безопасностью полетов. Тогда он также сообщил, что национальная программа безопасности полетов будет разработана на основе международного опыта.
Аскар Жумагалиев, говоря о проблемах отрасли, выделил низкое качество предоставляемых услуг, износ взлетно-посадочных полос, ограниченную пропускную способность терминалов, малую частоту рейсов, дефицит и высокую стоимость отечественного авиатоплива.
Компетентно
По мнению специалиста по авиации, бывшего пилота, налетавшего более 25 тысяч часов, Макаша Абишева, обеспечение безопасности полетов на 99 процентов зависит от высокого уровня подготовленности и профессионализма всех наземных служб и летного состава.
– Чтобы обеспечить безопасность и высокую культуру полета, вылета по расписанию, каждый специалист летного и инженерного состава, обслуживающий персонал, должен иметь высокую личную ответственность, – сказал пилот.
По мнению Макаша Абишева, говорить о причинах трагедии самолета авиакомпании «СКАТ» пока рано. Еще нет официальных заключений экспертов. Подобного рода авиа ЧП в Казахстане произошло впервые за 20 лет. И поэтому всем авиаспециалистам необходимо донести и открыто огласить результаты, чтобы они смогли детально изучить причины катастрофы.
– В советское время, если где-то произошло подобное, то обязательно проходил анализ на совещании летного состава. Там по косточкам разбирали причину происшествия, узнавали, что отказало и как так получилось. В некоторых случаях были виноваты члены экипажа, в других – инженерный состав, а в третьих – обслуживающий персонал. И чтобы избежать повтора таких событий, все разбиралось досконально. А сейчас я этого не вижу, – сказал эксперт авиации.
По его мнению, чтобы впредь избегать подобных ситуаций, традицию разборов полетов в гражданской авиации Казахстана нужно возродить. И за этим должны смотреть специальные авиационные инспекторы и госавианадзор.
Макаш Абишев отметил, что экипажи подготовлены к разным внештатным случаям. Они оттачивают свое мастерство на специальных тренажерах. И последние случаи с самолетами авиакомпании «СКАТ» показали уровень подготовки их экипажей. Ведь пилоты сумели вовремя среагировать и предпринять необходимые меры, чтобы самолеты успешно приземлились, и не допустили человеческих жертв.
– Пилотов готовят на все аварийные случаи – такие как отказ двигателя, отказ приборов и так далее. Все эти моменты отрабатываются на тренажере, чтобы в полете они с этим справлялись, – сказал Макаш Абишев.
Кадры решают все
Вопросы кадровой подготовки очень остро стоят в гражданской авиации. Высококлассных авиаспециалистов не хватает во всем мире, а в Казахстане заполнить кадровую брешь становится все сложнее и сложнее, считает Дмитрий Душимов, ветеран отечественной авиации, долгое время проработавший командиром алматинского авиаотряда и возглавлявший авиакомпанию «Эйр Казахстан». По его мнению, аэропорты Казахстана в скором времени доведут до самых современных международных стандартов гражданской авиации. Деньги на переоборудование и модернизацию выделяются. Однако на земле и в небе возникает один-единственный и очень острый вопрос – оснащенность кадрами.
– У нас же сейчас ничего не делается в вопросах подготовки кадров, в этом наша беда. Минувшие 20 с лишним лет – это годы упущенных возможностей. Даже в Прибалтике есть Академия гражданской авиации, которая пользуется заслуженным авторитетом во всем мире, а это же крошечные Латвия, Эстония, Литва. А мы в Казахстане, к сожалению, палец о палец не бьем, чтоб готовить собственные кадры, – сетует Дмитрий Душимов.
В Казахстане уже 20 лет эксплуатируются «Боинги», а подготовки специалистов по этому типу самолетов нет, пилотов тоже не обучают в отечественном вузе, инженеров по эксплуатации самолетов и двигателей применительно к этим типам самолетов не готовят, специалистов по эксплуатации авионики и так далее не обучают. Дмитрий Душимов опасается, что в скором времени кадровый голод может еще более усугубиться.
– Сейчас россияне приняли решение приглашать к ним авиационных специалистов. И, конечно, люди побегут туда, те остатки, которые есть у нас, побегут к ним. Потому что там география полетов очень интересная, особенно за рубеж летать. В РФ зарплаты и пенсионное обеспечение лучше. Отечественная авиация рискует еще больше оголиться, – говорит Душимов.
Кстати
Единственная в Центральной Азии Академия гражданской авиации находится в Алматы. Из ее стен, по утверждению статиста учебного заведения Раушан Жаксылыковой, в среднем каждый год выпускается около 200 дипломированных авиаспециалистов, закончивших очное обучение. Однако, по ее данным, из этого количества авиаторов по специальности идут работать не более 40 процентов выпускников.
Руслан ЕСКЕНДИР