1. На фото Галина Шетенова.
Ирина Александровна Доброхотова, которая считается крестной матерью моды в Казахстане, Галю Шетенову, свою первую Манекенщицу с большой буквы, ждала 8 лет:
– Галя – это легенда. Она получала 40 рублей в советские времена, к тому же ее все время норовили отправить на картошку. Помню, как журнал «Советский Союз» в 1975 году посвятил ей целых два разворота с фотографиями. После этого на Дом моделей обрушилась лавина писем. Писали в основном солдаты и заключенные. Особенно нас растрогало одно письмо, в котором претендент говорил: «Ладно, я прощаю тебе, что ты манекенщица, ведь я и сам сижу…».
2. Обожал Галину и знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев.
3. Фото с личной страницы Галины Шетеновой в Facebook.
Сама Галина Шетенова, с которой нам удалось пообщаться, подтверждает, что манекенщиц, как и всех трудящихся, отправляли на сезонные работы, но сама она попала туда только один раз, и то на капусту.
— У нас работы хватало на подиумах, - рассказывает Галина Жалеловна. - Например, каждую пятницу был большой показ. Это был настоящий спектакль: софиты, музыка, такой кураж! Во время часового показа нужно было перевоплотиться, а не просто переодеться. На подиуме мы создавали образы: только прошел мальчишка с кепкой, а в следующий раз выходишь уже дамой. На одном из показов меня увидел режиссер Абай Карпыков и в 1990 году пригласил сняться в фильме «Влюбленная рыбка».
4. Моделью Галина Шетенова была долго – 18 лет. По окончании карьеры по ее словам, где только не работала. В числе прочего занимала должность директора совместного предприятия Copy Centre, уполномоченного дилера Rank Xerox, занималась ресторанным бизнесом, управляла сетью магазинов косметики «Планета красоты», возглавляла международное рекламное агентство. Сейчас Галина Жалеловна много времени уделяет семье – у нее четверо внуков – и путешествиям.
5. Алексей Кондрат – один из самых красивых мужчин в мире казахстанской моды.
6. Особенно шли Алексею костюмы романтического героя.
7.
8. Сейчас Алексей Кондрат является первым вице-президентом Федерации легкой атлетики РК. Его постоянно можно видеть на спортивных мероприятиях.
Фото с сайта sport.kz
9. Аспет Хаймулдина стала звездой подиума, будучи еще школьницей. Соседкой ее родителей была очень красивая манекенщица Ида Кравченко.
– Как-то она увидела меня во дворе и сказала маме: «Все, Вера, буду делать из нее звезду», – поделилась с Vox Populi воспоминаниями Аспет Омаровна. – Ида как в воду глядела. Меня все любили и называли Малыш. Я по 8 часов кряду ходила по цехам и терпела примерки, но была очень довольна. По вторникам был технический совет, а по четвергам – художественный. Фигуру специально держать не было нужды: вы постойте часами на примерках и походите на каблуках…
10. Ирина Доброхотова, любя Аспет, подшучивала над ней: «С твоего плеча любая собака наденет и пойдет, как будто на нее шили». Сейчас манекенщица смеется над словами модельера, а тогда немножко сердилась.
11. – Мы варили черные карандаши, а в тушь добавляли муку, чтобы ресницы стали бархатные, – раскрывает секреты косметики времен дефицита Аспет Омаровна. – Приобретали разные оттенки помады (это уж какие были), смешивали их, варили и замораживали в холодильнике. Колготки у фарцовщиков покупали за 7 рублей, а зарплата была около 70. Но культура одежды в те годы была поразительной. Один раз, когда я вышла в шортах в город, меня даже милиция остановила.
12. – Когда в магазинах оставался неликвидный товар, то приглашали манекенщиц. Помню, как однажды нас вызвали в магазин «Салтанат» (находился на ул. Масанчи, выше пр. Абая), там нужно было распродать пальто. Мы нарядились, украсили все своими аксессуарами – шарфиками, поясами, и одежда сразу заиграла. Прошлись по подиуму, потом переоделись, вышли в зал, смотрим – очередь. Спрашиваю: «Что выбросили? Что-то дефицитное?». «Да то, в чем вы ходили только что!», – отвечают мне.
13. – Что хорошо тогда было – никто особо не переживал из-за фигуры, как это происходит сейчас у профессиональных моделей. Ну набрала вес – значит, будешь демонстрировать одежду другого размера, ничего страшного! Сейчас же это настоящая проблема для моделей.
14.
15. В этом шикарном наряде Аспет заставили мести двор:
– Съемки почти всегда проходили на улице, причем летом было очень жарко – снимали осень-зиму. А в тот день перед Домом моделей устроили субботник. Всем нам дали инвентарь – и вперед. В цехе были халаты, но я не захотела переодеваться. «Да какая модель, она дворником работает!» – смеялись окружающие. Вообще, столько смешных моментов было за всю жизнь, всего не перескажешь. Помню, мы группой снимались возле «Отрара», а там было полно иностранцев. Они глазели на нас, фотографировали, а мы хохотали: «Знали бы вы, что мы только что кильку в томате ели!».
16.
17. Сейчас Аспет Хаймулдина работает режиссером массовых сцен.
18. – Зарплата в штате была 90 рублей, по тем временам деньги неплохие. Но мы хитрили и сидели на полставки в нескольких местах. Так и набегало от 300 до 500 рублей в месяц, правда, работать приходилось как ломовым лошадям. Правительственные показы стоили 10 рублей, Всесоюзная ярмарка: показ одежды – 2 рубля, головного убора – 1 рубль. Реклама конфет к Олимпиаде – около 10 рублей. Съемки для цветной обложки в журнале – 10 рублей.
19. Когда мы обратились с просьбой об интервью к другому красавцу мужчине Валерию Григорьеву, он засмеялся и попросил позвонить Аспет Хаймулдиной: «Она вам про меня расскажет лучше, чем я сам». Аспет Омаровна с удовольствием согласилась. Вот как состоялось их знакомство:
– Валера, оказывается, был моим соседом. Как-то иду я на работу, а он следом за мной. Я привыкла, что за мной поклонники ходят, думаю: «Ну сейчас до проходной дойду, дальше он не пройдет». Нет, прошел! Он направлялся туда же, куда и я. (Смеется.) Так мы и стали работать вместе. В год Олимпиады рекламировали конфеты, везде наши лица были. 5–6 показов в день – нормальный рабочий график. И в больнице, и в войсковых частях, и в тюрьмах – везде показы были. Возили нас в таком же фургоне «Хлеб», как в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя».
Галина Шетенова тоже помнит этот фургон:
— В нем были две штанги, на которые аккуратно вешали одежду, а обувь складывали в мешках на пол. Мы садились прямо на них и дружно подпрыгивали на всех ухабах. Транспорта получше не было: по штатной сетке мы вообще числились в категории «рабочие».
20.
21. Валерий вспоминает о том, как их наряды, которые сейчас кажутся вполне безобидными, шокировали окружающих:
– Однажды у нас были съемки в парке. Я был в белых обтягивающих шортах, а манекенщица, кажется, в теннисном платье. Мимо нас проходил какой-то пенсионер, и когда он разглядел нашу одежду, то принялся кричать и носиться за нами по всему парку.
22. – Валерий был красавец, – продолжает Аспет Омаровна. – Женщины падали в обморок при виде него. Как-то при мне одна дама так докучала ему, что он рассвирепел: «Отвали, я не люблю таких, как ты!». Начал топать ногами! Он сейчас такой же франт, каким был в молодости. Мы часто общаемся. Так вот, если увидите в грязь и слякоть мужчину в белом костюме, идеальных ботинках – это Валерий Григорьев. Будет идти гордый, большими шагами!
23. Сейчас Валерий Григорьев – директор кинотеатра «Цезарь».
24. Первый в Казахстане журнал моды «Сымбат» выходил с 1958 года. На обложке – Салтанат Камалиева.
25. На прошедшем в Лондоне конкурсе красоты «Мисс Азия-88» Салтанат Камалиева получила первое место, уступив Гран-при своей таиландской сопернице. Это был настоящий триумф, о котором восторженно писала пресса. Сама героиня считала, что ей, простой алматинской девчонке, сказочно повезло. Позднее Салтанат вышла замуж, родила и воспитывает трех сыновей.
26. Некоторые модели сейчас не совсем актуальны, но мода всегда возвращается.
27.
28. На фото Галина Шетенова. Рекламирует туфли, которым в те времена не было сноса.
29. Легко можно подметить и отличия между советскими и современными моделями. Аспет Хаймулдина (на фото – слева) высказывается на этот счет довольно резко:
– Они ходят как недоступные звезды, с таким лицом, как будто им все должны. Нас по-другому воспитывали: «Я на тебя хоть мешок надену, ты должна пройти так, чтобы вещь заиграла, чтобы в очередь становились ее купить». Искусство заключается в том, чтобы увидели не тебя, а одежду, которую ты показываешь.