Очевидно, что май пройдет под знаком подписания Соглашения о вступлении Казахстана, Белоруссии и России в Евразийский экономический союз. Но один из лидеров интеграции - Александр Лукашенко - впервые открыто предложил отложить подписание Соглашения, если не будут урегулированы крайне важные для национальных экономик вопросы. Пока Москва и Минск спорят об изъятиях в рамках ТС, под угрозой срыва может оказаться ЕАЭС. Эксперты, опрошенные kursiv.kz, считают, что у Белоруссии и Казахстана действительно накопилось немало вопросов к основному инициатору интеграционного объединения - России.
Так, глава Белоруссии Александр Лукашенко сказал, что странам, входящим в интеграционное объединение, предлагают сегодня оставить нерешенными те проблемы, которые надо было бы разрешить еще на предыдущих этапах. «По нашему твердому убеждению, мы должны выходить на конкретные рубежи, одним из которых является полноформатный Таможенный союз. Между его членами не должно быть никаких ограничений в движении товаров, какими бы чувствительными они ни были. Длительное сохранение любых форм ограничений в движении товаров, тем более таких, как энергоносители, создает огромные проблемы. Должен существовать полноценный Таможенный союз, безо всяких ограничений, тем более в части энергоносителей. Новаторские договоренности по срокам реализации через 10 лет выглядят странно. Тогда надо и Евразийский союз делать через 10 лет», - посетовал Лукашенко.
Главный вопрос для Минска - пошлины на нефть. Без пошлин нефть поставляется по квоте: в 2014 году она определена на уровне 23 млн тонн. Белоруссия отдает пошлину от экспорта собственных нефтепродуктов, которые производятся из российской нефти. Даже при нынешней схеме потери со стороны России составили, например, в 2013 году около $6,5 млрд. С 2015 года планируется снять ограничения, тогда российский бюджет ежегодно будет терять до $30 млрд, если компании начнут экспортировать товары через Белоруссию.
3 мая белорусский лидер еще более жестко обозначил свои разногласия с другими участниками ЕАЭС по поводу вступления страны в это объединение. Беларусь не может в ущерб себе войти в Евразийский экономический союз на неравных условиях, заявил 3 мая Александр Лукашенко, общаясь в Борисове с трудовым коллективом СЗАО «Белджи».
«В последние дни в Минске шел очень не то что жесткий, жестокий разговор по поводу будущего наших легковых автомобилей. Естественно, наших партнеров настораживает то, что вы «Белджи довольно успешно стартанули, особенно в этом году, в первом квартале. Вы уже на новом предприятии вышли на 10% рентабельности. Это неплохо. В прошлом году было чуть больше одного процента, сейчас в десять раз больше. Но Geely дает рост — почти 50% на российском рынке. Это, конечно, настораживает и россиян. Наверное, думают о том, что китайцы убьют российский автопром с территории Беларуси. Сегодня мы, еще раз подчеркиваю, ведем диалог, прежде всего, с Россией, как устаканить эти вопросы. Они в ближайшее время будут решены, потому что в конце мая мы должны подписать договор об образовании экономического союза, поэтому все вопросы должны быть сняты. В противном случае мы не можем пойти в ущерб себе на неравных условиях в этот экономический союз. Хотя, еще раз это подчеркну, мы очень в этом заинтересованы и немало сделали для становления этого экономического союза».
Позицию Минска по переговорам лидеров трех стран, состоявшихся в конце апреля, разъяснил ведущий белорусский эксперт, политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. Он считает, что, несмотря на сложности, встреча завершилась относительно успешно. Дата подписания договора о переходе от Таможенного Союза к ЕЭС согласована. Путин заявил, что готов к компромиссам по устранению изъятий и ограничений из Таможенного Союза, на чем настаивает Беларусь. Есть взаимное понимание по принятию в Таможенный Союз Армении. Но эта относительная успешность саммита не должна вводить в заблуждение: впервые до уровня саммита дошли настолько серьезные противоречия между странами-участницами ТС, что один из глав государств, а именно Александр Лукашенко, вслух заявил о готовности не подписать договор о создании ЕЭС. Весь интеграционный проект шатается и может рухнуть, отмечает Шевцов.
«Причина здесь не санкции против России. По-крайней мере, со стороны Беларуси претензии к России - устранить изъятия из Таможенного Союза - были высказаны. Лукашенко публично ожидал устранения изъятия по пошлинам на нефтепродукты еще в прошлом году. Беларусь перечисляет в Россию примерно $ 3,5 млрд в год экспортных таможенных пошлин на поставленные за пределы ТС нефтепродукты, произведенные в Беларуси из российской нефти. Это очень болезненная тема для Беларуси. Есть крупные претензии к России и в меньшей степени к Казахстану и по другим позициям. Вопрос к Казахстану Лукашенко озвучил: Казахстан совместно с Россией блокируют свободный рынок грузоперевозок, на котором белорусские перевозчики очень конкурентоспособны. Основная причина нынешних сложностей не последствия украинской ситуации, хотя Беларусь и, наверняка, Казахстан не могут не учитывать сложный контекст, в котором оказались все наши страны под влиянием событий в Украине. Но в основе сложностей становления ЕЭС все-таки - экономические вопросы, которые были очевидны и до кризиса в Украине и просто совпали с этим кризисом по времени», - отметил для kursiv.kz эксперт из Белоруссии.
У Казахстана также есть свои причины для недовольства ходом интеграции. На саммите в Минске в октябре 2013 года президент Нурсултан Назарбаев отметил, что в работе Евразийской экономической комиссии элементы ее политизации
«Не могу не отметить, что российские члены коллегии принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя согласно нашему договору комиссия, члены коллегии неподотчетны никакому из наших правительств», - сказал он. Тогда же президент подчеркнул, что когда подписывался договор о Таможенном союзе, Казахстану обещали особый режим доступа к энергосетям, но РК его не получила и не может осуществлять беспрепятственный транзит энергоносителей в Белоруссию через Россию. Он посетовал и на сложности торговли в рамках ЕАЭС. В частности, в Астане не раз обозначали свое недовольство из-за появления так называемых наднациональных органов в рамках будущего ЕАЭС, что некоторые казахстанские эксперты воспринимают как отъем части суверенитета страны.
Директор Казахстанского общественного фонда RealPolitik Серик Бельгибай также считает, что претензии у младших партнеров интеграции к России есть, причем достаточно сильные. Это заметно по тому, что на официальной встрече президенты Казахстана и Беларуси открыто их выразили. Основной аспект беспокойства в целом у них один. Это обеспокоенность давлением со стороны Москвы. Но есть и свои нюансы. Так, Беларуси от России сейчас трудно куда-то деться: страна зависит от поставок нефтепродуктов из России, и этот вопрос уже давно является основным в их отношениях. В то же время, Беларусь основательно испортила отношения с Европой, и у нее остается в основном только Россия, как главный партнер. Казахстану в этом плане легче. Нефть у него есть своя. Без России он в целом обойтись может. Есть два основных фактора, которые вызывают недовольство Казахстана и Беларуси. Первый - это давление со стороны России, так как интеграция целиком и полностью проходит под контролем со стороны Путина.
«Если раньше ни одна инициатива по интеграции не проходила и оставалась по большей части на бумаге, то с приходом Путина постсоветская интеграция заиграла. Это форсированная, силовая интеграция, и «давит на газ» именно российский лидер. Соглашение о Таможенном союзе, например, первый серьезный, с действительными экономическими последствиями, неважно, хорошими или плохими, договор, был принят за очень короткие сроки. За это время невозможно было провести все необходимые переговоры, согласовать огромный объем нормативной базы по самым разным сферам. Этого и не делалось. Обошлись тем, что было. Потому что Путину нужна не столько экономическая интеграция, сколько воссоздание некого прообраза СССР, в новом виде. Второе - это последствия украинского кризиса. Этих последствий много. Элиты в Беларуси и Казахстане знают стиль Путина, и что он собой представляет. Они знали, что он готов на жесткие меры. Но никто не ожидал такой ситуации. В случае международных санкций, в особенности их расширения, союзники России, тем более, входящие в Евразийский союз, автоматически также становятся объектом санкций. Россия уже сейчас взяла путь на самоизоляцию, и изолироваться она будет не отдельно. Она возьмет с собой своих «партнеров». Этого в Казахстане никто не хочет. Может быть только Лукашенко, и так изолированный, это переживет. Экономика России в результате санкций начнет проседать, и утаскивать за собой остальных. Кроме того, становится все больше прогнозов о том, что нефть все-таки будет постепенно падать в цене. Но договор, скорее всего, будет подписан. В данной ситуации интересно то, что Беларусь в этих переговорах сильнее, чем Казахстан. Лукашенко чувствует себя уверенно, страну он контролирует. Тогда как у нас контроль над процессами слабее. Элиты многое из этой ситуации понимают, знают, чем это им грозит. В Казахстане все эти годы, несмотря на то, что большая часть элиты - этнические казахи, усиленно игнорировали идеи патриотизма, здорового казахского национализма, прямо, скажем - воспринимали их враждебно. Наша элита не хотела никакой ответственности, отказалась от нее. А это значит, что их ничего не объединяет. Стремление к власти, наоборот - разъединяющий фактор. Поэтому сейчас элиты не могут выступить против давления», - считает Бельгибай.
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев считает, что главный тон для Казахстана перед подписанием Соглашения о ЕАЭС был задан не на встрече 3 лидеров в Минске, а во время лекции Нурсултана Назарбаева в МГУ - это еще одно подтверждение незыблемости евразийского курса, выбранного им 20 лет назад в этом учебном заведении. Поэтому неудивительно, что президент как автор идеи евразийства, выступил с инициативами по созданию форума интеллигенции стран ТС, учреждении дня евразийской интеграции и создания центра в Астане. «Любой межгосударственный союз - это добровольное делегирование части суверенитета наднациональным органам. Здесь тоже все идет по известной формуле «сначала экономика, потом политика». Сначала - ТС, а потом уже более тесный союз», - считает Бейсебаев.