Финансовая отчетность государства: необходимость и основные подходы к ее составлению

Экономист

Текущее состояние

В соответствии со статьей 192 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.

Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Коммунальная собственность, соответственно, состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Таким образом, государство, имея на праве собственности имущество, как и любой собственник, должно владеть понятной, уместной, надежной и сопоставимой информацией о стоимости своего имущества, а также об источниках его формирования.

Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе» (далее – Закон), в целях учета и эффективного использования государственного имущества, предусматривается единый централизованный учет государственного имущества в форме реестра государственного имущества. Статьей 198 Закона установлен перечень объектов учета реестра государственного имущества, при этом, в пункте 4 указанной статьи приводится оговорка, в соответствии с которой учет имущества, составляющего государственную или местную казну, осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

В разделе 5 «Бюджетный учет и отчетность» Бюджетного кодекса, а также в иных нормативных правовых актах устанавливаются требования и правила ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Таким образом, на сегодняшний день имеются утвержденные процедуры, с помощью которых можно определить стоимость государственных активов, по крайней мере, таких активов, учет которых ведется и отчетность, по которым составляется. Следовательно, любой заинтересованный гражданин имеет возможность помимо отчета об исполнении бюджета, узнать, сколько активов находится в государственной собственности. Однако, это совсем не так.

В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий составлением финансовой отчетности государства в целом. Другими словами, сегодня отсутствует единый документ, который бы содержал исчерпывающую информацию, об активах государства, а также об источниках их формирования. В данном контексте речь идет о балансе государства – балансе Республики Казахстан.

Отсутствие такого отчета, как баланс Республики Казахстан, приводит к некоторым курьезам. Так, в подпункте 16) статьи 3 Бюджетного кодекса приводится следующее определение бюджетных инвестиций:

«бюджетные инвестиции – финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на формирование и (или) увеличение уставных капиталов юридических лиц, создание активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов».

При этом в подпункте 17) статьи 3 Бюджетного кодекса приводится следующее определение:

«бюджетный инвестиционный проект – совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, а также создание, внедрение и развитие информационных систем, реализуемых за счет бюджетных средств непосредственно администратором бюджетной программы в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер».

В подпункте 12-2 статьи 3 Бюджетного кодекса указывается:

«бюджетные средства – деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме».

Таким образом возникает естественный вопрос: каким образом реализация бюджетных инвестиционных проектов приводит к увеличению активов государства?

Вот были бюджетные деньги, их администратор потратил на реализацию бюджетного инвестиционного проекта, в результате получил некий актив, как правило, соответствующий признанию в качестве основного средства. Созданный актив принимается на баланс администратора и эксплуатируется администратором в соответствии с его предназначением. Понятно, что активы государства из денежной формы (текущие активы) трансформировались в активы государства, выступающие в неденежной форме (основные средства, они же долгосрочные активы).

После признания в балансе созданного в результате реализации бюджетного инвестиционного проекта актива администратор осуществляет начисление амортизации, что приводит к уменьшению стоимости актива. При этом следует иметь в виду, что начисление амортизации является совершенно формальной операцией, т.е. эта операция не является базой для планирования и генерации каких-либо денежных потоков, как это имело бы место в коммерческом секторе.

Следовательно, все осуществленные, осуществляемые и планируемые к осуществлению бюджетные инвестиции, связанные с реализацией бюджетных инвестиционных проектов, не соответствуют Бюджетному кодексу.

Наличие такого документа, как баланс Республики Казахстан, позволило бы исключить подобные курьезы.

Далее, исходя из экономической сущности документа, который в соответствии с Бюджетным кодексом, именуется «бюджет», следует признать, что ежегодно, по сути дела, утверждается план поступления и выбытия денег. Таким образом, используемые в Бюджетном кодексе такие понятия, как «доходы» и «расходы», строго говоря, не соответствуют общепринятому толкованию данных терминов. Так, например, под расходами понимается уменьшение экономических выгод, происходящее в форме выбытия или истощения активов или увеличения обязательств, которое приводит к уменьшению капитала. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Бюджетного кодекса расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.

Однако, бюджетные кредиты никак нельзя признать расходами, аналогично под критерии признания расходов не попадает и приобретение финансовых активов. Данные операции ни в коем случае не повлияли бы на счета доходов и расходов.

Такая ситуация во многом не отражает реальных доходов и расходов государства. В качестве примера можно привести банкротство акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью или государственных предприятий, которое никоим образом не влияет на расходы государства, и такие расходы не принимают участия в выведении итогового (чистого) дохода (убытка). Аналогичная ситуация складывается и по бюджетным кредитам, когда в силу определенных обстоятельств требования к должнику со стороны государства прекращаются.

Следовательно, отчет об исполнении бюджета, по определению, не может содержать полной информации о доходах и расходах государства. Такую информацию может содержать отчет о доходах и расходах. Кстати, составление баланса Республики Казахстан и отчета о доходах и расходах должно осуществляться на принципе начисления. В этом случае, все начисленные, но не исполненные обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (недоимки) найдут свое отражения в требованиях и доходах, списание невозможной к истребованию недоимки будет признаваться в качестве расходов. В этом случае будет раскрыта информация по размеру ежегодно списываемой недоимки.

Понятно, что Бюджетный Кодекс призван регулировать общественные отношения, связанные с планированием и исполнением бюджета, т.е. сфера его деятельности, ограничивается только учетом денежных потоков, другими словами бюджет является отчетом о движении денег государства. В тоже время, ввиду отсутствия сводного учета активов государства:

определение стоимости активов государства и источников их формирования (капитал государства и обязательства) не представляется возможным;

определение финансового результата по итогам отчетного периода, а именно: доходов, расходов, чистой прибыли (убытка), – не представляется возможным;

отсутствует возможность определить стоимость чистых активов государства, т.е. его собственный капитал, а также факторы, оказавшие влияние на изменение этих активов.

Финансовая отчетность Казахстана: состав и основные подходы ее составления

В состав финансовой отчетности Республики Казахстан должны входить:

бухгалтерский баланс, анализ которого позволит определить финансовое положение государства, структуру активов и источники их формирования (капитал государства и обязательства);

отчет о доходах и расходах, анализ которого позволит финансовый результат по итогам определенного отчетного периода: доходы, расходы и итоговый результат, т.е. прибыль или убыток;

отчет о движении денег, являющийся отчетом об исполнении бюджета, или отчетом о планируемых и фактически полученных и выбывших с единого казначейского счета деньгах.

Предложение

Осознать необходимость составления финансовой отчетности Республики Казахстан и приступить к разработке проекта Закона Республики Казахстан «О финансовой отчетности Республики Казахстан».

Ожидаемые результаты

достижение большей транспарентности финансовой системы Республики Казахстан;

наличие понятной, уместной, надежной и сопоставимой информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении Республики Казахстан для принятия экономических решений, в том числе принятия обязательств.

Следите за новостями zakon.kz в: