В настоящее время в рамках Болонского процессаунификации образовательных систем в Казахстане упразднена, существовавшая ранее двухуровневая система ученых степеней — кандидатов и докторов. В странах постсоветского пространства до сих пор сохранена двухступенчатая система: кандидат и доктор наук наравне с одноступенчатой зарубежной моделью, например в Российской Федерации, Кыргызской Республике, в Украине и т.д.
Действующим законодательством РК о науке регулируется одноступенчатая зарубежная модель ученых степеней - Ph.D, которая приблизительно соответствует степени кандидата наук. Однако не во всех случаях на Западе признается их эквивалентность. На сегодняшний день возникает вопрос – каким образом нашего кандидата наук сделать эквивалентом Ph.D., чтобы он признавался во всем мире на уровне Ph.D?
Для этого необходимо заключить двухсторонние соглашения с зарубежными странами о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. Подтверждение выданных в Республике Казахстан документов об ученых степенях, ученых званиях необходимо произвести путем проставления на них апостиля , аналогично как в России .
В Республике Казахстан Правилам присуждения ученых степеней от 31 марта 2011 года № 127 регулируется порядок признания эквивалентности ученых степеней, степеней доктора философии (PhD), доктора по профилю, полученных за рубежом гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства. Но правила подтверждения выданных в Республике Казахстан документов об ученых степенях, ученых званиях до сих пор не приняты.
На сегодняшний день многих ученых волнует проблема развития отечественной науки, научный рост ученого в дальнейшем. Потому что, человек защитил кандидатскую диссертацию, и на этом останавливается его научная деятельность, потому что у него нет мотивации расти дальше. Ученый желает продолжить свою научно-исследовательскую деятельность, защитить докторскую диссертацию. Однако, при нынешней научной системе реализовать свой научный потенциал невозможно.
Научное сообщество республики волнует проблема качества диссертационных работ. В последнее время стало модным иметь ученую степень, особенно, среди госслужащих. Поскольку национальное законодательство стимулирует иметь ученую степень и в материальном плане, и в качестве преимущества на назначение в государственные должности. Получение диплома кандидата или доктора наук – это не только вопрос имиджа, ведь государственный чиновник, получив ученую степень, автоматически увеличивает свой должностной оклад. Например, в Законе РК «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 17 ноября 2008 года № 79-IV в ст.16 « Порядок отбора кандидатов на вакантные должности» установлен, что приоритет отбора кандидатов на вакантные должности судей районного и приравненного к нему суда отдается лицам: « 4) имеющим ученую степень или ученое звание»; п.3. «При проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи областного и приравненного к нему суда учитываются следующие критерии: 5) наличие ученой степени или ученого звания».
В Постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил назначения на должность и прекращения трудового договора со служащими Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств» от 24 августа 2012 года № 261. в п. 7. указано: « Внеконкурсное занятие должности служащего Национального Банка осуществляется: 4) лицами, имеющими высокую квалификацию (владеющие иностранным языком, имеющие ученую степень…».
В Постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил выдачи согласия на назначение (избрание) руководящих работников финансовых организаций, банковских, страховых холдингов и перечня документов, необходимых для получения согласия» от 24 февраля 2012 года № 95 в п. 5 установлено, что рекомендующими лицами являются: « 4) лица, имеющие ученую степень доктора экономических и (или) юридических наук».
Выше приведенные примеры доказывают, что сам закон спровоцирует резкому увеличению количества дипломированных ученых. А ведь для того, чтобы написать и защитить диссертацию, придется много работать и пройти немало этапов проверки и доработок. Качественная диссертация – это, прежде всего, интенсивный научный труд на протяжении нескольких лет. Чтобы защитить ее, придется много работать и пройти несколько этапов:
- в ыбор и утверждение темы;
- а нализ литературы;
- непосредственное написание диссертации;
- экспериментальная работа;
- публикация научных статей;
- обсуждение диссертации в ВУЗе, где работает соискатель;
- обсуждение в научно-исследовательском институте или в ВУЗе, где функционирует диссертационный совет;
- публикация автореферата;
- предварительная защита в диссертационном совете;
- обсуждение в ведущей организации, назначенной диссертационным советом;
- защита в диссертационном совете:
- утверждение в ККСОНе.
Международная стандартная классификация образования (МСКО) является частью
Международной системы социальных и экономических классификаций Организации Объединенных Наций, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. МСКО – это классификация, являющаяся руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования [ 1 ].
Успешное завершение программы уровня «МСКО 8 – докторантура» требует представления тезисов диссертации, диссертации или равнозначной письменной работы, заслуживающей публикации, которая является результатом самостоятельного исследования и представляет собой значительный вклад в расширение знаний в соответствующей области изучения.
В соответствии с МСКО устанавливается квалификация, требуемая для степени доктора наук:
«264. Успешное завершение программы уровня МСКО 8 требует представления тезисов диссертации, диссертации или равнозначной письменной работы, заслуживающей публикации, которая является результатом самостоятельного исследования и представляет собой значительный вклад в расширение знаний в соответствующей области изучения.
265. Программы уровня МСКО 8 требуют не менее трех лет в эквиваленте очного обучения.
266. Получение квалификации уровня МСКО 8 часто является условием для назначения на преподавательские должности в учебных заведениях, предлагающих обучение по программам на уровнях МСКО 6 (бакалавриат), 7(магистратура) и 8 (докторантура), а также доступ к ведению научно-исследовательской деятельности в правительстве и промышленности.
E. ПРОГРАММЫ, ТАКЖЕ ВКЛЮЧЕНННЫЕ В УРОВЕНЬ МСКО 8
270. Вторые продвинутые исследовательские квалификации, или более высокие уровни степени доктора наук, требуют представления второй важной исследовательской работы (в продолжение кандидатской диссертации), которая обычно выполняется на значительно более поздней стадии академической карьеры и часто без официального руководства. Примерами являются квалификации habilitation или доктор наук, хотя в большинстве систем образования существует лишь одна продвинутая исследовательская квалификация, предоставляющая степень доктора наук или равнозначные квалификации. Они обычно не связаны с образовательной программой. Почетная докторская степень, присваиваемая университетами на основе других положений, а не исследовательской работы, не включается в уровень МСКО 8.
На сегодняшний день специалистам, прошедшие обучение по программам PhD, ученая степень доктора философии (PhD), доктора по профилю присуждается Комитетом по контролю в сфере образования и наукиМинистерства образования и науки Республики Казахстан, завершившим обучение в докторантуре, на основании ходатайств диссертационных советов, с учетом заключений соответствующего Экспертного совета. Другой вопрос — насколько полученная ученая степень будет отражать реальную квалификацию преподавателя.
На подготовку диссертаций, в особенности докторской, уходят годы упорного интеллектуального труда. Из-за очень высоких требований к диссертационным работам происходит естественный отбор наиболее одаренных ученых. П реимущества ученой степени заключается в том, что процесс написания диссертации позволяет значительно повысить квалификацию, а диплом кандидата или доктора наук является признанным подтверждением профессионального уровня. Наличие ученой степени дает возможность быть научным консультантом, научным сотрудником в научно-исследовательских институтах и преподавать ВУЗе. Поэтому считаем, что ученая степень и ученое звание должно быть прерогативой только для настоящих ученых, которые работают в ВУЗе и занимается только научной деятельностью.
Несколько слов о Правилах присвоения ученых званий (ассоциированный профессор (доцент), профессор), утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 128. Пункт 6 Правил устанавливает: «С учетом особенностей профессиональной деятельности при присвоении ученых званий:
1) офицерам в качестве учебника или учебного пособия объемом 6 (шесть) печатных листов засчитывается разработанная оперативно-тактическая (тактико-специальная) задача, используемая в образовательном процессе не менее одного учебного года, в качестве научных публикаций в международных научных журналах засчитываются публикации в журналах, рекомендуемых Комитетом».
Данная норма ущемляет права ученых гражданских вузов получать ученое звание ассоциированного профессора (доцента), профессор. Поскольку, для них Правила устанавливает другие усложненные правила для ассоциированного профессора: не менее 14 (четырнадцати) научных трудов по запрашиваемой специальности, опубликованных после защиты диссертации, в том числе: не менее 10 (десяти) в изданиях, рекомендуемых Комитетом; не менее 2 (двух) - в международных научных журналах, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (ISI web of Knowledge, Thomson Reuters) ненулевой импакт-фактор; не менее 2 (двух) докладов в материалах зарубежных международных конференций;
Для профессора: не менее 28 (двадцати восьми) научных трудов по запрашиваемой специальности, опубликованных после получения ученого звания ассоциированного профессора (доцента), в том числе: не менее 20 (двадцати) научных трудов в изданиях, рекомендуемых Комитетом; не менее 5 (пяти) - в научных изданиях зарубежных стран, в том числе не менее 3 (трех) в международных научных журналах, имеющих по данным информационной базы компании Томсон Рейтер (ISI web of Knowledge, Thomson Reuters) ненулевой импакт-фактор; не менее 3 (трех) докладов в материалах зарубежных международных конференций.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В целях обеспечения надлежащего признания юридической силы документов об ученых степенях, ученых званиях, выданных в Казахстане в иностранном государстве, предлагается принять Правительством РК «Правила подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях», Результатом подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях является проставление на них апостиля.
2. В национальных законодательствах исключить правовые нормы, допускающие преимущественное право граждан, имеющие ученую степень на вакантные должности госслужащих, в частности судей, на внеконкурсное занятие должности служащего Национального Банка и др.
3. В Правила присуждения ученых степеней от 31 марта 2011 года внести дополнения, усложняющие этапы защиты диссертационной работы доктора философии (PhD), доктора по профилю аналогично с защитой кандидатской диссертации. Это даст возможность обеспечить качество диссертационных работ, соответствующим критериям новизны, практической значимости полученных результатов.
4. Кандидатская степень должна стать эквивалентом западного PhD для облегчения мобильности ученых. Считаем необходимым восстановить степень доктора наук, поскольку такие аналоги существуют в зарубежных странах, например, в России, США, Германии, Польше, Голландии [ 2].
Список использованной литературы:
1 Международная стандартная классификация образования (МСКО) // unesdoc.unesco.org› images/0021/002116/211619r.pdf
2 Материал из Википедии — свободной энциклопедии //https://ru.wikipedia.org/wiki%C4%EE%EA%F2%EE%F0_%F4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%E8%E8