Казахстанский нотариат за последние годы претерпел значительные изменения, вызванные новыми общественными условиями. Он проходил значимый исторический период, в этот период были приняты Закон Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155 и множество подзаконных актов. Несмотря на это, сегодняшнее состояние нормативно-правовой базы требует сформировать новые концептуальные взгляды, которые должны отвечать современным правовым и общественным требованиям. В современный период в Республике Казахстан спорным вопросом является признание нотариата в качестве публично-правового института, на основании этого нотриусу присвоить статус независимого представителя государства.
Нотариат в правовой системе, безусловно, выполняет как одну из основных функцию оказания правовой помощи многим категориям граждан, а также юридическим лицам. Однако, в Казахстане юридическая природа нотариата не уточнена, законодательная база института несовершенна. Вместе с тем, правовую политику государства в отношении нотариата нельзя назвать однозначной. Имеется ряд концептуальных и законодательных проблем, которые сдерживают развитие исследуемого института. Они связаны как с действующими законодательством о нотариате, так и с гражданским, финансовым, налоговым и другими отраслями казахстанского законодательства. Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере. Такие решения зачастую вызваны отсутствием фундаментальных теоретико-правовых исследований общественных отношений, складывающихся в сфере нотариальной деятельности. Теоретическое осмысление места и роли нотариата в правовой системе Казахстана, его связи и взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами в сфере обеспечения правопорядка, прав и свобод граждан имеет принципиальное значение в деле построения правового государства в нашей стране.
В Казахстане, несмотря на активное сопротивление нотариального сообщества, в начале 2012 года была проведена реформа допуска к осуществлению нотариальной деятельности, а именно была отменена система квотирования нотариусов, был упразднен конкурсный отбор на занятие должности частного нотариуса. Прошло уже около двух лет с момента введения в силу указанных новаций, что позволяет сформулировать определенные итоги. Сегодня любое лицо, имеющее лицензию на право занятия нотариальной деятельности, имеет возможность вступить в члены нотариальной палаты, при наличии офисного помещения, пройти учетную регистрацию в органах юстиции и приступить к работе в качестве нотариуса. При этом не существует какого-либо ограничения числа нотариусов, работающих в одной и той же местности.
По состоянию на начало 2013 года в республике общее количество нотариусов составило 3672 человека. В ряды территориальных палат в отчетном периоде вступило 797 нотариусов. Из числа вновь вступивших в палаты 207 нотариусов имеют стаж работы до пяти лет, 332 нотариусов имеют от пяти до десяти лет, 258 новых нотариусов имеют стаж работы по специальности свыше 10 лет.
На сегодняшний день только каждый шестой нотариус (581 нотариусов) республики дислоцирован в районных центрах. В сельских округах на постоянной основе работают только 161 нотариус (в республике 2 386 сельских округов). В последние годы наблюдается прекращение притока новых нотариусов в сельскую местность.
На обслуживание одного нотариуса в среднем по республике приходится 4650 человек, в том числе в столице республики в городе Астане на одного нотариуса приходится 1200 жителей, в городе Алматы – 2000 человек. В настоящее время этот показатель в четыре раза ниже стандарта, предусмотренного латинским нотариатом. По этому критерию ныне Казахстан относится к числу «перенасыщенных» стран по количеству нотариусов [1, 13].
Для сравнения: в Германии на 82 млн. жителей приходится около 10 тыс. нотариусов (один на 8 200 жителей); во Франции на 65 млн. жителей – около 9 500 нотариусов (один на 6 900 жителей); в Монголии на 2,7 млн. жителей – около 190 нотариусов (один на 20 000 жителей); в России на 143 млн. жителей – около 7 000 нотариусов (один на 20 000 жителей); в КНР на 1,3 млрд. жителей – около 11 000 нотариусов (один на 120 000 жителей); В Японии на 127 млн. жителей 550 нотариусов (один нотариус примерно на 230 тысяч человек) [2].
По нашему мнению, большая часть проблем возникла в связи с неточным названием независимых и свободных нотариусов термином «частный». Ясно, что использование данного термина определялось экономическими и политическими условиями государства в момент принятия закона о нотариальной деятельности в тот период. Однако есть четкие категории и требования, определяемые тем или иным термином. Слово «частный» - это не только личный, индивидуальный, а в первую очередь в правовом понимании – это имеющий личный интерес, извлекающий для себя некую выгоду, прибыль (по аналогии частная собственность, частный предприниматель). Это некое противостояние понятию публичный (общественный). Таким образом, возникает следующая ситуация: в мировоззрении людей слово «частный» ассоциируется с извлечением прибыли, работой на себя. И что мы имеем, нотариус делегирован государством на осуществление публичных полномочий, под контролем государства, но при этом является финансово свободным. И статус нотариуса до сих пор неясен, его полномочия приближены к правоохранительной деятельности (деятельность от имени государства, подотчетность Министерству юстиции, которое относится к системе правоохранительных органов), слишком огромен публичный интерес в деятельности нотариуса. Но характер деятельности очень напоминает коммерческую деятельность и статус индивидуального предпринимателя. Действующее законодательство не определило истинного статуса нотариуса, идеологию деятельности нотариальных органов и нотариуса конкретно. Если мы за основу приняли принципы деятельности латинского нотариата, почему в законопроекте отражены, лишь принципы латинского нотариата.
В соответствии с национальным законодательством, нотариусом может стать лицо, достигшее 25 лет. Это вызывает большие сомнения. В 21-22 человек, получает степень бакалавра. Далее магистратура, хотя бы годичная, далее стаж 2 года обязателен, стажировка год. Даже при самом грубом расчете возраст должен быть выше. И что еще более важно, в соответствии со знаниями возрастной психологии сможем утверждать, что к этому возрасту человек не обладает уровнем интеллектуального мышления, ответственности и других качеств, присущих сформировавшейся личности. Личность человека формируется лишь к 28-30 годам (речь не о зрелости, а о ценностях, о возможности противостоять соблазну, формировании собственных принципов и т.д.). Есть уникальные личности, сформированные в более раннем возрасте, но это исключение из правил. И если учесть общую тенденцию в нашем обществе, в образовании, то можно утверждать, что этот возраст – это пик амбиций, направленных на повышение благосостояния различными путями. Если бы речь шла о государственной службе, то возможно, так как там человек попадет в жесткую систему правил со своими требованиями, процедурами, иерархией и т.д. В нашем случае деятельность исключительно индивидуальна, она требует высоких интеллектуальных, психологических (постоянная работа с разными людьми) затрат, высокого уровня личностного развития.
Многие нотариусы Италии, Испании, Швейцарии, Германии, Франции являются одновременно докторами права и университетскими профессорами, тем самым обеспечивая в самом прямом смысле связь науки и практики. Тем самым, обеспечивается высокий профессионализм нотариусов, наличие столь необходимого позитивного и солидного имиджа в обществе и среди других корпораций профессиональных юристов, возможность обстоятельной доктринальной проработки сложных практических вопросов нотариальной деятельности [3, 35 ].
Статистические данные обобщения итоговых информаций Республиканской нотариальной палаты Республики Казахстан за 2013 год еще раз свидетельствуют о необходимости реформирования нотариальной системы. Например, в 2013 году 295 нотариусов привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом чести нотариусов. 15 нотариусов привлечены к уголовной ответственности, из них в отношении трех нотариусов уголовные дела прекращены в связи с отсутствием состава преступления. 339 нотариусов привлечены к гражданско-правовой ответственности за упущения в профессиональной деятельности. Приостановлено действие лицензий 119 нотариусов, из них в 77 случаях имели место нарушение законодательства при совершении нотариальных действий. В 2013 году у 14 нотариусов прекращено действие лицензий, в том числе у двух в связи с вступлением приговора в силу [1, 13-15].
Таким образом, изучив нотариальную деятельность в Республике Казахстан, мы приходим к следующим выводам
1. По нашему мнению, требования в отечественном законодательстве снижены. Принятие аттестационного экзамена путем тестирования, вероятно, обеспечивает прозрачность, однако отражает лишь наличие определенных теоретических знаний, а точнее, знания законодательства. Устное собеседование дает возможность выявить уровень претендента, его умение мыслить. Тогда как нотариальная деятельность – это в первую очередь, утилитарная деятельность, это огромное количество наработанных навыков.
2. Необходимо установить особый доступ к нотариальной профессии, связанный с повышенными квалификационными требованиями к нотариусу и характеру его подготовки к исполнению своей профессии. В разных странах существуют разные модели подготовки к нотариальной профессии, однако практически везде они сложны, связаны с получением дополнительного образования и практических навыков, не охватываемых общим стандартом высшего юридического образования
3. Считаем, что состав аттестационной комиссии не должен работать продолжительно. В республике достаточно специалистов, чтобы состав комиссии регулярно обновлялся. Обоснованно присутствие в комиссии ученого-правоведа (при этом имеет значение его специальность, есть смысл приглашать специалистов в области гражданского и смежных с ним отраслей), представителя Министерства юстиции, судьи Верховного суда, а что оценивают депутаты? По нашему мнению, состав должен быть сформирован из специалистов-правоведов, юристов. Единственным и основным критерием для аттестации должна быть компетентность и профессионализм.
4 . В целях повышения квалификации нотариусов необходимо установить особенный высочайший уровень к профессии нотариуса, путем законодательного закрепления повышенного квалификационного требования к нотариусу и усиления подготовки и допуска лиц к занятию нотариальной деятельностью. Для этого предлагается в законе установить возраст нотариусов 30 лет, стаж работы по юридической специальности должно быть не менее 5 лет. Помимо высшего юридического образования обязать прохождение дополнительного подготовительного курса и сдача квалификационного экзамена, прохождение стажировки в течение 3 лет (из опыта зарубежных стран Германии, Франции).
Список использованной литературы:
1 Обобщение итоговых информаций территориальных нотариальных палат за 2013 год // Бюллетень нотариуса. - № 1. – 2014. – С. 13-35.
2 Мизинцев Е.Н. Организация нотариальной деятельности в Японии // https://old.notariat.ru/press_3511_23.aspx.htm
3 Нотариальное право России: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ре д. проф. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2003. - 408 с.