Предложения, которые могут изменить будущее Казахстана и народа Казахстана

Экономист-международник

В настоящем документе я предлагаю вашему вниманию ознакомиться с предложениями, которые могут быть учтены с целью внести поправки в законодательную базу Республики Казахстан, чтобы улучшить экономическое, социально-культурное развитие нашей страны и всего казахстанского народа. В настоящем документе также представлены решения на самые актуальные проблемы, с которыми столкнулся Казахстан на сегодняшний день.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ (наука, образование, спорт, культура, язык, благотворительность и др.)

Пожалуй, ни одно государство в современном мире не сможет поднять свою экономику и не может представить свое будущее без соответствующего уровня образования в стране. В сфере образования Республики Казахстан необходимо наладить связь университетов, институтов, других учебных заведений с бизнесом, научным сообществом. Высшие учебные заведения в стране должны научиться «говорить на одном языке» с бизнесом. Например, если компания по производству планшетов будет заказывать у университета определенное количество выпускников, которых эта компания сначала будет тренировать, а затем брать на работу в будущем. Предлагаю также приглашать зарубежных экспертов из передовых стран мира, например, США, Англия, Германия, Израиль, и др., которые будут обучать и готовить наших местных кадров в таких ключевых областях, как: машиностроение, ракетостроение, медицина и здравоохранение, страхование, производство высокотехнологического оборудования и др.

Говоря о развитии спорта, хотелось бы, чтобы была создана система мотивации спортсменов, которая нацелена на подготовку спортсменов международного уровня для участия в различных международных соревнованиях, состязаниях и др.

Необходимо закрепить требования к составлению и содержанию учебников, используемых в школах в Казахстане с целью обеспечения качества учебных материалов. На сегодняшний день многие учебники составляются некачественно, а их содержание желает оставлять лучшего. Отсутствует система мониторинга качества выпускаемых учебников в Казахстане. Зачастую в учебниках можно найти много орфографических ошибок. Содержание никакое. Особенно важно уделить внимание составлению учебников в таких ключевых дисциплинах, как математика, физика, биология, история Казахстана и др.

Говоря о языке, хочется выделить проблему составления некачественных пособий для изучения государственного языка. Необходимо законодательно закрепить требование к сдаче экзаменов на знание государственного языка при поступлении в высшие учебные заведения, государственные органы в Казахстане. Необходимо создать комитет по мониторингу освоения финансирования, выделяемого на развитие государственного языка. Сейчас в целом выделены огромные деньги на развитие казахского языка. Тем не менее, результат нулевой. Необходимо проводить повышение квалификации учителей казахского языка в школах и во всех учебных заведениях страны.

Говоря о культуре, хочется отметить низкий уровень культуры в стране. В стране к иностранцам не всегда приветливое отношение, водители автобусов, работники правоохранительных органов и других сфер обслуживания постоянно хамят и не умеют разговаривать на должном уровне с людьми, во дворах и улицах можно увидеть кучу мусора, которого люди ленятся бросить в соответствующее место. Таким образом, предлагаю создать информационные центры, колл-центры по обслуживанию или помощи туристов. Предлагаю законодательно закрепить требования к соблюдению делового этикета общения в отношении всех работников сфер обслуживания в стране, в том числе в отношении водителей автобусов, работников правоохранительных органов и других сфер обслуживания.

Необходимо активизировать работу благотворительных организаций. В стране множество детских домов, сообществ инвалидов, многодетных необеспеченных семей, и т.д. Нужно на законодательном уровне обеспечить данные категории соответствующей поддержкой и создавать условия для них.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (бизнес, инвестиции, финансы, банки, налоги, визы, иммиграция, туризм, сфера здравоохранения, диверсификация экономики и др.)

Можно наблюдать тесную связь между социальным развитием и экономикой. Нет в мире государства с низким уровнем социального развития и сильной экономикой. Как правило, высокий уровень социального развития обеспечивает сильную экономику.

Необходимо дальше улучшать бизнес-климат в стране. За годы независимости было сделано многое для улучшения бизнес-климата в Казахстане. Тем не менее, хотелось бы выделить области, где остаются большие проблемы для бизнеса: невероятно высокий уровень коррупции, отсутствие страхового и финансового рынка в стране, отсутствие альтернативных источников для финансирования и инвестиций, отсутствие работы или плохая работа регулирующих органов (в том числе, антимонопольные агентства и др.), непредсказуемость правоохранительных и регулирующих органов (в том числе, налоговые или судебные органы), нечеткость или противоречивость законных норм в стране, нечеткая осведомленность бизнеса о законах и нормах в РК, а также многие другие проблемы. Нужно разработать законы, которые четко регламентируют круг полномочий и прав правоохранительных, налоговых органов, чтобы они обеспечили прозрачность, последовательность своей работы, а также определенность и предсказуемость своих действий.

Система налогообложения в стране неустойчива и подвержена частым изменениям, что приводит к снижению осведомленности бизнеса о ней.

Для привлечения больше инвестиций нужно обеспечить стабильность финансовой системы в стране, предсказуемость законов и норм, низкий уровень коррупции. Также хочется отметить, что необходимо ввести, обеспечить или предоставить безвизовый режим со следующими категориями:

1) Страны ОЭСР (Organization of Economic Cooperation and Development)

2) Инвесторы, которые вкладывают в экономику Казахстана более $100 000 (можно даже рассмотреть возможность автоматического предоставления вида на жительство или даже гражданства таким лицам)

Кроме того, для привлечения больше инвестиций, необходимо на законодательном уровне предусмотреть режим льготного налогообложения для компаний, инвестирующих в экономику Казахстана, или вовсе отменить за определенный период (например, 1 год) налогообложение для таких компаний. Нужно также дальше заниматься устранением бюрократических преград на пути получения всякого рода разрешений для открытия бизнеса для инвесторов, резидентов и нерезидентов. Количество получаемых разрешений для открытия бизнеса в Казахстане необходимо свести к минимуму. Срок рассмотрения заявок на открытие бизнеса нужно сократить до минимума (3 дня или максимум одна неделя).

Необходимо привлекать в страну высококвалифицированных мигрантов, а не только оралманов. Нужно законодательно закрепить требования к предоставлению гражданства РК лицам, которые имеют высшее образование, путем введения балльной системы оценки их шансов на получение гражданства. Помимо прочих требований, лица, претендующие на получение гражданства, должны отвечать следующим критериям:

1) Высшее образование (технические специальности и другие приоритетные специальности будут иметь больше приоритета и выше балл);

2) Знание истории, современной культуры Казахстана (чем больше знаний, тем выше балл)

3) Обязательное базовое знание казахского и русского языков, знание других языков будет преимуществом (чем больше знаний, тем выше балл)

4) Положительные результаты психологического тестирования (оценивается психологическая устойчивость и адекватность кандидата, склонность кандидата к различным психологическим отклонениям)

5) Положительные результаты медицинского тестирования (оценивается физическое состояние кандидата)

6) Возраст от 18 – 45 лет (чем моложе кандидат, тем выше балл)

Необходимо отметить, что любой высококвалифицированный кандидат, вне зависимости от национальности, расы и религии, пола, может иметь возможность получить гражданство Республики Казахстан.

В стране наблюдается неконтролируемый и необоснованный рост цен, тем самым вызывая социальную напряженность в обществе. Необходимо создать действующее антимонопольное агентство, которое будет заниматься регулированием цен на основные продукты питания, коммунальные услуги и ГСМ. В Казахстане уже на законодательном уровне установлены предельные цены на ГСМ и основные продукты питания. Однако эти законно установленные нормы никогда не соблюдаются. Необходимо на законодательном уровне предусмотреть более строгое наказание за спекуляцию ценами. Необходимо создать антимонопольное агентство, которое будет заниматься регулярным мониторингом вышеуказанных основных товаров и услуг.

Говоря о финансовом секторе Казахстана, следует отметить, что Национальный банк РК не ведет эффективную деятельность. Необходимо запретить Национальному банку РК в произвольном порядке часто менять дизайны купюры тенге, поскольку это создает ситуацию, когда многие платежные терминалы или банкоматы не принимают купюры, а население не поспевают следить за всеми частыми изменениями дизайна тенге, что, в свою очередь, приводит к повышению риска подделки купюры тенге. Национальный банк РК не вправе проводить самостоятельные судьбоносные решения для населения страны. Необходимо запретить Национальному банку РК проводить необоснованную девальвацию без проведения всеобщего голосования среди населения, а также без утверждения парламента РК. Необходимо улучшать состояние банковской системы страны. Необходимо законодательно снизить и так самые высокие процентные ставки по кредитованию в стране, что приводит к повышению вероятности дефолта заемщика из-за непростительно высоких процентных ставков по ипотеке, потребительскому кредитованию, автокредитованию и т.д. В настоящее время процентные ставки по кредитованию в Казахстане – одни их самых высоких в мире при сравнительно невысоких зарплатах. Для сравнения: средняя заработная плата в Дании составляет $4 500 (net) в месяц, а процентная ставка по ипотеке в среднем 1.25%. В Казахстане средняя заработная плата составляет $ 700 (net), а эффективная процентная ставка по ипотеке составляет в среднем 15%, то есть казахстанец переплачивает за ипотеку в среднем пять раз или больше. Необходимо принять закон, который обязывает банков РК показывать все комиссии за определенную услугу. В настоящее время в Казахстане «скрытые комиссии и суммы комиссий» - повсеместное явление, в результате клиент узнает о наличии или сумме комиссии постфактум. В некоторых случаях банки самовольно завышают суммы комиссии, ссылаясь на всякого рода непонятные услуги. Человек неосознанно проверяет баланс на банкомате, а после проверки узнает, что услуга платная – 50 тенге и сумма вычтена из его счета. Перед использованием услуги отсутствует всякое предупреждение, что услуга платная, а также информация о сумме комиссии. Необходимо также запретить комиссии за внесение наличных, а также комиссии за «обналичивание денег».

Говоря о финансовом секторе, хочется отметить, что в стране до сих пор отсутствует страховой рынков в целом. Фондовый рынок также отсутствует или недоразвит. Деятельность страховых рынков не регулируется, так же, как и фондовый рынок. В результате у населения страны отсутствует доверие к страховыми организациям или фондовому рынку. Население знает, что если «человека кинут» страховая компания или иная финансовая компания, то государство не поможет. Необходимо разработать законы и нормы, регулирующие деятельность страховых компаний, фондового рынка, рынка акций и облигаций и т.д.

Как таковой сферы туризма в Казахстане нет. В страну в основном приезжают по работе или для бизнеса. Причина этих факторов следующие: о Казахстане в мире до сих пор знает немного стран. В стране отсутствует нормальная инфраструктура. Туристы вынуждены «выживать» в условиях нулевого уровня сервиса и «космических цен» местных отелей, отсутствие «транспортной инфраструктуры», отсутствие «туристических колл-центров», визовые барьеры (когда турист должен буквально «бегать» за всякими ненужными справками по разным местам), отсутствие дружелюбного отношения местного населения к иностранцам, незнание английского языка, а также отсутствие профессиональных гидов в стране. Для решения данного вопроса необходимо создать центры по подготовке профессиональных гидов в стране по каждому региону, колл-центров по обслуживанию иностранных туристов, дальше развивать туристический кластер и инфраструктуру (отели, горнолыжные курорты и т.д. с нормальными ценами) в городах Алматы и Астана, а также в таких ключевых курортах, как «Боровое» и т.д.

Сфера здравоохранения в Казахстане отчаянно нуждается в высококвалифицированных медицинских кадрах. Нередки случай врачебных ошибок, которые привели к смертельным исходам. Необходимо повысить профессиональный уровень всех медицинских работников. Необходимо на законодательном уровне установить уголовную ответственность за халатность врачей, ввести дифференцированную систему оплаты, основанную на уровне квалификации врачей. Необходимо развивать медицину и сферу здравоохранения в сельской местности.

Казахстан должен дальше проводить политику диверсификации своей экономики, которая в настоящее время преимущественно основана на нефти и газе, и прочих природных ресурсах. Диверсифицированная экономика менее подвержена различным финансовым и экономическим потрясениям, как глобальный международный кризис, и является гарантом благополучного развития страны, даже при исчерпании природных ресурсов в будущем.

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ (заводы, фабрики, строительство, автомобилестроение, научно-исследовательские центры, IT, инновации, нанотехнологии, космическая отрасль, лаборатории и др.)

Производство и промышленность в Казахстане получили динамичное развитие в последние годы. Но тем менее, все еще остаются на очень низком уровне в сравнении даже с соседними странами, как Россия. Необходимо повышать уровень уже действующих мощностей. Необходимо строить новые заводы по переработке нефти, по производству собственных строительных материалов. Если бы Казахстан производил бы собственные строительные материалы внутри страны, то можно было бы добиться существенного снижения себестоимости строительства жилья, что привело к обеспечению дешевым и качественным жильем населения.

Космическая отрасль не получила никакого развития со времен приобретения независимости. Давно назрела необходимость создать собственные научные центры, организации (возможно с зарубежным участием) по подготовке профессиональных кадров в космической отрасли. Необходимо законодательно утвердить требования к подготовке профессиональных кадров в космической отрасли с включением обязательного требования к их прохождению практики не менее 2-х лет последнего курса в США. Германии, Канаде или Англии и др.

В настоящее время сфера IT очень успешно развивается в Казахстана. Программы «электронного правительства», «электронные услуги» необходимо дальше продвигать. Нужно на законодательном уровне обеспечить льготные условия работы для IT фирм стране.

Необходимо создавать центры для одаренных ученых, например, строительство научно-исследовательских городков. Только путем продвижения и развития своих собственных ученных Казахстан может надеяться стать «развитым» государством в мире. Необходимо создавать все условия, в том числе обеспечение жильем, достойный уровень заработной платы, технически оснащенные современные лаборатории, для таких ученых, чтобы их «удержать» в Казахстане. Необходимо разрабатывать программы, направленные на недопущение «утечки мозгов».

Необходимо отметить, что без зарубежного участия, невозможно будет развить инновации в Казахстане. Необходимо расширять партнерство и сотрудничество с международными научными центрами, наладить программы по обмену опытом и т.д.

РАЗВИТИЕ ЗАКОННО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (несовершенство законодательной базы, законы, суды, акиматы, правоохранительные органы, проблемы коррупции, ограничение свободы слова в СМИ, освоение бюджетных средств, неэффективная работа государственных органов, проблемы с обеспечением жилья и т.д.)

Нужно начать с того, что законодательно-правовая база в Казахстане несовершенна. Нередки случаи, когда один и тот же закон противоречит самому себе. Присутствует также двоякость или неясность некоторых законов. Например, оформление доверенности на управление автотранспортом. В законе прописано, что нужно оформлять доверенность на управление через нотариус, можно оформить собственноручно, а потом зарегистрировать в ГАИ. Однако не все представители правоохранительных органов признают действительность собственноручно написанной доверенности по неясным причинам. Неясным остается ситуация с РНН и домовой книгой. По текущему закону, РНН и домовая книга в Казахстане давно отменены. Но до сих пор некоторые организации, в том числе государственные органы требуют данные документы. И где тут логика?! Стоить отметить также низкий уровень правовой осведомленности граждан. Многие граждане (около 90% населения страны) даже и не подозревают о своих правах и обязанностях и узнают о них в последнюю минуту. Необходимо организовать повсеместные мероприятия по повышению правовой осведомленности граждан страны. То же самое касается государственных программах по обеспечению жилья и т.д. Граждане не знают о существовании таких программ. Возможно необходимо более массовое освещение такой информации в СМИ путем организации даже телепередач, где проходят сымитированное судебное заседание и т.д.

Пожалуй, острейшая проблема сегодняшнего Казахстана – это коррупция, которая, к сожалению, повсеместно присутствует во всех сферах жизни граждан и страны. Немало законов были приняты в стране. Однако, уровень коррупции от этого не снизился. Введение всеобщей декларации дохода, электронных закупок не решило проблемы. Как известно, коррупция в особо крупном размере наблюдается в сфере госзакупок. Необходимо законодательно закрепить требования к участию в тендере незаинтересованных третьих сторон – желательно какой-нибудь компании из Норвегии, Швеции, или других стран, где наблюдается наименьший уровень коррупции в мире. Такая третья сторона будет отвечать за прозрачность и справедливость тендера, заниматься вопросами ценообразования и т.д.

При принятии каких-либо законов всегда необходимо учитывать мнение населения страны. Ведь, в первую очередь, страной должен управлять народ. За последние годы в Казахстане были приняты многие законы минуя мнение народа Казахстана и такие законы не отвечали интересам общества. Если Казахстан намерен стать «демократическим» государством в будущем, правительство должно научиться прислушиваться народу. Такие законы, как «повышение пенсионного возраста», «сокращение пособий для матерей», а также решения о девальвации тенге должны приниматься только с учетом мнения населения. Необходимо, в этом свете, создавать условия для «свободного СМИ», свободы слова. Каждый гражданин вправе высказать свое мнение по тому или иному закону. В настоящее время Казахстан относится к категорий стран, где наблюдается наибольшее ограничение «свободы слова». Правительство должны научиться воспринимать конструктивную критику в отношении своей плохой работы.

Освоение бюджетных средств тоже вызывает серьезную озабоченность. Средства, выделяемые, даже на такие критические проекты, как дорожная карта «Западный Китай – Западная Европа», строительство школ, детских садов, спортивных центров разворовываются в больших объемах. Необходимо на законодательном уровне вводить более строгие меры наказания за похищение средств по госзакупкам и т.д. Необходимо создать комитет по мониторингу эффективности освоения выделяемых средств.

Хочется отметить крайне неэффективную работу акиматов, антимонопольных агентств в Казахстане. Они не способны справляться с обязанностями, никто не контролирует необоснованный рост цен на основные продукты, коммунальные услуги и бензин. Как следствие, цены на основные продукты питания и коммунальные услуги в Казахстане выше уровня цен в Испании, Италии, а особенно в крупных городах Алматы и Астана – на уровне нью-йорских, при сравнительно небольших суммах заработных плат. Зачастую акиматы проваливают поставленные перед ними задачи по строительству жизненно важных объектов. Необходимо ввести закон, требующий проведение оценки работы акимов на ежеквартальной основе. Оценку работе акима должен давать население. Если результаты работы акима окажутся ниже 60%, то его необходимо менять.

Особую озабоченность вызывает беззаконие со стороны крупных чиновников в Казахстане, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления. Нередки случаи, когда детей и родственников «агашек» освобождали от уголовной ответственности даже в случаях, когда они совершали преступления, которые привели к смерти многих простых людей. Необходимо искоренить такую практику освобождения «особо привилегированных» персон от ответственности. Перед законом все равны. Вопрос «прозрачности» таких судебных дел также вызывает беспокойство. Необходимо установить видеокамеры по «каждому судебному делу» и это утвердить на законодательном уровне, чтобы «каждое судебное заседание проходило только при наличии видеокамеры», чтобы каждый гражданин мог видеть и понимать, как проходит судебное заседание, а также согласиться или выразить протест решению суда.

Вопросы коррумпированности судей тоже представляют серьезную проблему для современного Казахстана. Можно рассмотреть возможность введения так называемой практики «пожизненного пребывания в должности судьи» (англ. Life Tenure), которая в настоящее время существует во многих развитых странах с наименьшим уровнем коррупции в мире: Канада, США, Норвегия, Англия и т.д. Согласно данной практике, судьи назначаются на должность «однажды и навсегда» и не вправе заниматься любой другой деятельностью, кроме работы судьи. Судьи также не могут состоять в любых политических партиях, объединениях и т.д., с целью обеспечить максимальную объективность при принятии тех или иных решений. Работа судьей также подлежит ежегодной оценке. Оценка проводится путем опроса населения. Ведь, прежде всего, население должно оценивать работу судьи, а не только парламент и президент. Также необходимо обеспечить достойный уровень вознаграждения судьям с целью исключить их склонность к коррупции. В Казахстане необходимо обеспечить независимость судебной власти от государства. В Казахстане судьи по-прежнему подвержены существенно влиянию исполнительной власти и государства. Судьи должны стать абсолютно объективными при принятии любых решений.

Программа обеспечения жильем в Казахстана существует и не является эффективной. Во-первых, небольшая доля населения (около 20 – 30%) знает о существовании таких программ. Во-вторых, программа не работает должным образом из-за ряда факторов: задержки в строительстве, некачественное строительство, относительно дорогие цены. Для решения данных проблем, необходимо, во-первых повсеместно освещать такие жилищные программы и их условия населению. Во-вторых, путем создания собственного производства строительных материалов в стране, можно снизить себестоимость строительства, тем самым сделав жилье «более доступным» для населения. Существующие жилищные программы могут заслуживать только критику. Жилстройсбербанк Республики Казахстан занимается данной программой в стране. Для участия кандидату на получение жилья предъявляются множество требований, в том числе прописка. Необходимо сократить количество пакета документов для участия в программе. Тем самым в программе будут участвовать гораздо больше населения.

Актау Актобе Алматы Германия Испания Италия Казахстан Канада Кызылорда Норвегия Нур-Султан Семей Швеция
Следите за новостями zakon.kz в: