О внесении изменений в законодательство Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения

Юрист

В рамках государственного реформирования пенсионной системы и пенсионного обеспечения в Республике Казахстан на базе АО «НПФ «ГНПФ» согласно постановлению Правительства РК от 31 июля 2013 года № 747 «О создании единого накопительного пенсионного фонда» было создано акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» (далее – Фонд, ЕНПФ), единственным акционером которого является Правительство Республики Казахстан ( п. 5 ст. 34 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», далее – Закон).

В соответствии со ст. 73 Закона Фонд является правопреемником пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов (далее – НПФ) по договорам о пенсионном обеспечении вкладчиков (получателей) всех НПФ Республики Казахстан.

Согласно п. 1 ст. 35 Закона управление пенсионными активами Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан (далее – НБ РК) на основании договора о доверительном управлении, заключенного между НБ РК и Фондом.

Согласно данным Фонда, по состоянию на 01 апреля 2014 года в структуре инвестиционного портфеля за счет пенсионных активов ЕНПФ имеются финансовые инструменты более чем 30 эмитентов, допустивших дефолт по своим финансовым инструментам, задолженностью перед Фондом составляющей более чем 80 млрд. тг.

На сегодняшний день, Фонд самостоятельно осуществляет деятельность по взысканию задолженности и требованию по исполнению обязательств эмитентами, чьи финансовые инструменты составляют инвестиционный портфель Фонда за счет пенсионных активов и, соответственно, несет судебные расходы в части уплаты государственной пошлины при подаче каждого иска имущественного характера в размере 3% от суммы иска (п. 1) п. 1 ст. 535 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»).

Вместе с тем, принимая во внимание то, что:

- государственная пошлина в суд оплачивается Фондом за счет собственных средств (т.е. за счет государственных денег, поскольку единственным акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан);

- некоторые «проблемные» эмитенты, ввиду своего не благополучного финансового состояния, не смогут полностью или частично ответить по своим обязательствам перед Фондом,

велика вероятность того, что понесенные Фондом судебные расходы впоследствии не оправдают своих затрат.

В связи с вышеизложенным, а также в целях защиты прав и интересов вкладчиков (получателей) и во избежание нецелесообразного использования государственных денег, целесообразно внесение дополнения в налоговое законодательство Республики Казахстан, в части освобождения Фонда от уплаты государственной пошлины в судах по искам, связанным с взысканием задолженности и/или исполнения обязательств эмитентами, чьи финансовые инструменты составляют инвестиционный портфель за счет пенсионных активов и/или приобретены единым накопительным пенсионным фондом за счет собственных активов.

Также учитывая, что некоторые эмитенты, допустившие дефолт признаются в судебном порядке банкротами, возникает ещё один вопрос, имеющий существенное социальное значение.

Так зачастую ценные бумаги, ранее приобретенные НПФ за счет пенсионных активов, являются необеспеченными и, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о банкротстве, удовлетворяются в четвертую (ранее – в пятую) очередь.

Практика проведения процедуры банкротства показывает, что на удовлетворение требований кредиторов данной очереди остается либо самое неликвидное имущество, либо имущества не остается вовсе.

Между тем, неудовлетворение при банкротстве требований кредитора-ЕНПФ, напрямую отражается на уровне пенсионных накоплений каждого вкладчика (получателя) ЕНПФ.

В этой связи предлагаю:

1) пункт 3 статьи 100 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Во вторую очередь также удовлетворяются требования единого накопительного пенсионного фонда (далее в настоящей статье – единый накопительный пенсионный фонд) , уполномоченного в соответствии с законодательством Республики Казахстан на привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и выплат пенсионных накоплений, по обязательствам эмитентов, чьи финансовые инструменты составляют инвестиционный портфель за счет пенсионных активов.

Требования единого накопительного пенсионного фонда удовлетворяются деньгами за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов первой и второй очередей. При этом удовлетворение требований единого накопительного пенсионного фонда не зависит от порядка, сроков и условий удовлетворения требований иных кредиторов, входящих в третью очередь;»

2) статью 541 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» дополнить подпунктом 20-1) следующего содержания:

«20-1) единый накопительный пенсионный фонд, определенный законодательством Республики Казахстан, и его филиалы – при подаче исков:

о взыскании задолженности по финансовым инструментам эмитентов, чьи финансовые инструменты составляют инвестиционный портфель за счет пенсионных активов и (или) приобретены единым накопительным пенсионным фондом за счет собственных активов;

о принудительном исполнении эмитентами своих обязательств в соответствии с проспектами выпуска эмиссионных ценных бумаг, которые составляют инвестиционный портфель за счет пенсионных активов и (или) приобретены единым накопительным пенсионным фондом за счет собственных активов;

о банкротстве эмитентов в связи с неисполнением ими обязательств по финансовым инструментам, которые составляют инвестиционный портфель за счет пенсионных активов и (или) приобретены единым накопительным пенсионным фондом за счет собственных активов;» .

Следите за новостями zakon.kz в: