Такое мнение было озвучено на парламентских слушаниях «О качестве и перспективах подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики», передает корреспондент Bnews.kz со ссылкой на министра образования и науки Аслана Саринжипова.
«Для решения указанных проблем необходимо детализировать методику определения потребности в кадрах Минтруда и создать базу востребованных профессий с указанием зарплаты и других данных. Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе профессии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, создания соответствующей инфраструктуры», - сказал Аслан Саринжипов.
По его словам, внутри республики сложились системные региональные дисбалансы трудовых ресурсов, а при значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке.
«В этой связи необходимо системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных областей в трудодефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства. В ином случае, тенденции роста диспропорций в течение ближайших 5 лет усилят демографическое давление», - считает глава МОН.
Останавливаясь на нынешнем положении в сфере ТиПО, министр отметил, что по результатам соцопроса более 90% школьников не планируют поступать в систему ТиПО, а 17% студентов ТиПО не связывают свое будущее с полученной специальностью.
«Одним из решений данного вопроса является развитие дуального обучения, широко распространенная в 60 промышленно развитых странах. Ее ключевые особенности: хорошо развитая профориентационная работа с молодежью в школах и центрах занятости населения; молодой человек, самостоятельно выбрав профессию, до начала обучения заключает контракт с предприятием о содействии в обучении, гарантировании ему рабочего места для практики и трудоустройства; большая часть обучения (до 70-80%) проводится на производстве и только 20-30% - в учебном заведении.
Министр добавил, что одной из лучших является немецкая модель дуальной системы ТиПО, которая охватывает 1,5 млн человек. В Казахстане же, по данным МОН, только 176 колледжей внедряют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям, с охватом 44 тыс обучающихся.
«Для решения вышеперечисленных задач разработан 3- летний план по приоритетным направлениям образования и науки, который подтвержден мероприятиями, реальными сроками и ресурсами. Для его выполнения заключены 3-летние меморандумы с акимами областей и городов Астана и Алматы по достижению целевых индикаторов. Утверждена новая структура Министерства образования и науки», - сказал А.Саринжипов.
Одним из ключевых направлений, по его словам, является дальнейшее развитие холдинга «Кәсіпқор».
«В его рамках ведется создание 2 колледжей мирового уровня в гг.Алматы и Астана, 4 межрегиональных центров, 10 партнерских колледжей. Данные учебные заведения призваны внедрить, апробировать и перенести на все колледжи республики лучшие мировые практики по организации учебного процесса и передовые учебные практики и методики», - заключил министр.
Баубек КОНЫРОВ