Суть процессов евразийской интеграции состоит в том, что все ее участники добровольно объединяются ради экономического благополучия, сохраняя при этом свою культурную и политическую идентичность. Замедление интеграционного процесса в прошлом году связано с ростом бюрократизации работы наднационального органа ЕЭК, считает известный экономист Сергей Глазьев.
В конце апреле известный ученый, советник президент РФ по экономике Сергей Глазьев написал программную статью по евразийской интеграции "Добровольное содружество народов". В ней дан объективный и местами нелицеприятный анализ ситуации.
В частности, он считает, что хотя по основным этапам процесс евразийской экономической интеграции во многом повторяет опыт Евросоюза, в действительности он уникален по ряду параметров.
По данным экономиста Глазьева, создание ЕЭП в составе трёх стран дает суммарный интеграционный эффект к 2030 году свыше $750 млрд в ценах 2011 года. А это дополнительный рост ВВП каждого из государств-членов на 15-17%. При этом объём ВВП к 2030 в ЕЭС году оказывается на 7% выше по сравнению, чем если бы не было интеграции.
Автор отмечает важную особенность - у членов ТС во взаимной торговле доля продукции с высокой степенью переработки намного выше, чем во внешней торговле. К примеру, машины, оборудование и транспортные средства занимают 19% объёма взаимной торговли в ТС и лишь 2,4% совокупного внешнего экспорта. Это свидетельство взаимодополняемости экономик партнеров и перспективах развития кооперации производства и сочетания конкурентных преимуществ.
При этом С.Глазьев, считает, что резкое падение оборота взаимной торговли в 2013 году вызвано во-первых, исчерпанием потенциала увеличения торговли
после снятия таможенного контроля на границах между государствами - членами ТС. Дальнейший рост требует наращивания инвестиций в совместные производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Субъективный фактор - по словам С. Глазьева, это замена Комиссии ТС Евразийской экономической комиссией, которая сопровождалась десятикратным увеличением её численности. Бюрократизация работы наднационального органа повлекла замедление интеграционного процесса. "Идею реорганизации инициировали высокопоставленные российские чиновники, которые усмотрели в наднациональном органе своеобразный «золотой парашют», - пишет С.Глазьев
От признает, что несмотря на свой удельный вес в альянсе, "именно у России не оказалось соответствующих системных предложений. Если в Белоруссии реализуются пятилетние планы развития, в Казахстане осуществляется крупномасштабная индустриализация, спланированная до 2015 года, то у России есть лишь отдельные программы развития некоторых отраслей экономики, не связанные между собой общим стратегическим замыслом".
Кстати, всегда подчеркивалось, что новый экономический альянс дело сугубо добровольное и любой его член волен выйти из него без проблем. Однако о механизме такого важного решения пока не упоминалось. Как сообщил 24 мая на брифинге в СЦК вице-министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимур Жаксылыков, возможность выхода из ЕЭС не требует никакого согласования с другими участниками объединения.
Порядок такой - за 12 месяцев до выхода делается уведомление и в соответствии с установленными процедурами выход осуществляется без каких либо проволочек.
А согласовывать надо лишь процедуры возвращения прежнего статуса. Например, это воссоздание таможенных границ страны, выходящей из ЕЭС.
«Потом есть финансовые обязательства по расчетам, взносам в органы Евразийского союза. Значит, нужно будет проводить расчеты по этим финансовым затратам. Обычная процедура, обычные вопросы, которые в случае такого решения будут легко урегулированы. Никакого согласования с другими сторонами не требуется (для выхода из ЕЭС – КазТАГ)», - резюмировал вице-министр.
Марк Айсберг