В истории человечества еще не было такого периода, когда обыкновенные люди могли получить доступ к знаниям с большей легкостью, чем сейчас. Обширные анналы интернета манят людей своими безграничными возможностями. Но этот безграничный океан информации, несмотря на все его положительные качества, скрывает в себе ряд опасностей. На прошлой неделе Карл Таро Гринфельд (Karl Taro Greenfeld) описал некоторые его недостатки в своей статье, опубликованной в New York Times:
«Все мы сейчас ощущаем постоянное давление, стремясь стать достаточно образованными, чтобы не показаться безграмотными в культурном отношении. Чтобы иметь хорошее блиц-резюме, чтобы успешно провести деловую встречу, пережить визит в офисную столовую, поход на коктейльную вечеринку, чтобы иметь возможность публиковать посты, твиты, сидеть в чатах, оставлять комментарии, как будто мы уже все читали, видели и слышали. Главное для людей, утопающих в петабайтах информации, вовсе не то, что они на самом деле усвоили этот контент из первых уст, а просто знание того, что он существует — а также возможность о нем поболтать, заняв ту или иную позицию. Сейчас мы слишком часто стараемся имитировать всестороннюю осведомленность, которая на самом деле становится все больше похожей на новую модель абсолютного невежества».
Он прав, указывая на то, что наши знания зачастую оказываются поверхностными, то есть такими, какие мы можем получить, быстро пробежав глазами заголовки газет или ленту твитов, каждый из которых в длину не превышает 140 символов. Но даже если наши знания элементарны, нам все равно необходимо их иметь. Невежество — по крайней мере, скромное признание своего невежества в том или ином вопросе — это табу. Если мы чего-то не знаем, лучше всего это скрыть.
Как недавно написала Леа Либреско (Leah Libresco) в своей статье в TAC, удовлетворение своего любопытства посредством Google породило в нашей культуре широко распространенное чувство вины за невежество. По мнению Либреско, сайт Let Me Google That For You (LMGTFY.com) «существует, чтобы упрекнуть тех, кто спрашивает своих друзей о чем-то, что можно найти в Google… В основе этого лежит предпосылка о том, что просьба о помощи — это грубое навязывание, такое, которое демонстрирует вашу некомпетентность и лень».
За пределами дружеских уз этот страх продемонстрировать свою «некомпетентность» уже успел пустить глубокие корни. В мире карьеры демонстрировать свое невежество уже стало опасным. Составляя резюме, проходя собеседования, разговаривая с коллегами или просто болтая в часы скидок, мы должны прежде всего быть знающими. Мы обязательно должны знать все кодовые слова, туманные культурные и технические понятия. А в сфере культурного диалога подробные знания особенностей литературной, музыкальной и художественной среды становятся залогом участия в нем. «Если кто-то где-то о чем-то упоминает, мы должны притвориться, что нам все об этом известно, — пишет Гринфельд. — Информация стала нашей валютой».
Такая культурная тенденция опасна по нескольким причинам. Во-первых, это снижает наше стремление к глубоким знаниям. Хотя миниатюрная коллекция различных фактов и любопытных деталей может оказаться весьма полезной в некоторых ситуациях, настоящие знания — те, которые руководят движением наших душ и просвещают наши умы — должны быть несколько более глубокими. Как пишет Гринфельд, мы должны давать себе возможность «потеряться непосредственно в настоящем культурном документе», каким бы он ни был, а не ограничиваться более популярной альтернативой: «добывать [из этого документа] ценную руду и минералы — данные, домыслы, то, что вам необходимо знать — а затем торговать ими на открытом рынке».
Кроме того, наша сосредоточенность на мнимой эрудиции создала атмосферу, в которой мы практически не имеем права сказать: «Я не знаю». Эти слова кажутся ужасной грубостью. Они заключают в себе все то, что презирает наше общество: технологическую некомпетентность. Неэрудированность. Поверхностность. Дилетантизм. В нашем мире невежд презирают — даже если их невежество обусловлено скромностью и вдумчивостью.
Но мы должны вернуть в свой лексикон выражение «я не знаю» — потому что, хотя оно может выражать сознательное невежество и апатию, оно также может сигнализировать о целом ряде достоинств говорящего: о скромности, обучаемости и искреннем желании что-то узнать. К сожалению, сайт LMGTFY.com существует для того, чтобы высмеивать такую скромность. Он заставляет нас верить в то, что в эпоху технологий все знания — даже узкоспециализированные — стали всеобщими знаниями. А в этом мире всеобщих знаний скромность перестала быть достоинством.