Пока неизвестно, будут ли восстанавливать упавшую в Карагандинской обл водонапорную башню

Аким поселка Николай Медведев сообщил, что даже несмотря на ЧП питьевой воды жителям поселка должно хватать. Будут ли башню восстанавливать пока неизвестно. Все зависит от того, насколько это будет целесообразно.
Питьевая вода – самая большая проблема в поселке Дубовка. Несмотря на то, что в селе выполнили сразу две государственные программы по подаче воды, живительной влаги все равно не хватает. Особенно в летнее время. А на прошлой неделе там еще и упала одна из водонапорных башен, которую построили всего четыре года назад.

Эта водонапорная башня находится на въезде в поселок. Раньше ее было видно за несколько сотен метров. Сейчас металлическая конструкция лежит на земле. Сооружение упало ночью 29 мая. О ЧП нам сообщила местная активистка Людмила Ногина. Когда мы приехали в Дубовку, в селе не было электричества, и по этой же причине воды. Так как воду из скважин качают насосы, то без подачи энергии они встают.

- Как работает водонапорная башня: насос качает воду, она идет по водопроводу. Когда краны закручены, вода набирается в башню. Набралась, насос отключается. Получается запас воды. Кто-нибудь кран открыл, идет напор, вода спускается, – объясняет технологию местный житель, директор школы искусств Мирослав Кривяк.

До 2008 года в Дубовке работали три частные скважины, принадлежащие компании «Фурор». После многочисленных жалоб сельчан, по государственной программе «Питьевые воды» в поселке построили две водонапорные башни емкостью в 50 кубометров. На строительство башен, двух насосных станций и реконструкцию 1,6 километра водопроводных сетей Исламский банк развития выделил почти 37 миллионов тенге.

- После появления башен воды все равно не хватало. В 2010 году началась еще одна программа – «Ак булак», рассчитанная на 170 миллионов тенге.В 2011 году по ней пробурили еще три скважины. Пять скважин плюс еще три новые, плюс еще одна в «Геологии» – итого девять скважин. А воды опять не хватает! Почему? Потому что государственные скважины практически не работали. А не работали они по какой причине? Потому что власти не заключали договор с компанией «РСЦ», подающей электроэнергию на скважины, – рассказывает Людмила Ногина. – Этот договор подписали только в прошлом году. Представляете, все эти годы скважины стояли! Они как-то на месяц, на два включали их, воровали электроэнергию и все. Договор заключили, но тем не менее, прошлое лето мы также сидели без воды. Хоть они и говорили, что работают все пять скважин. Я явлюсь председателем комиссии по проверке водоснабжения, и лично ходила по всем этим объектам. Из пяти государственных скважин летом работала только одна, которая находится возле кафе «Соммер»! Спрашивается, для чего нужны нам были эти программы, если толку от них мало?

Людмила Ногина считает, что упавшую башню включили только в феврале этого года. По мнению активистки, если бы сооружение работало с самого начала, то башня вышла бы из строя гораздо раньше.

- Уже во время строительства у башни был небольшой крен. Она у нас была как Пизанская башня. Ее стали наполнять, вот она и не выдержала. Вы видели, там все штыри вырваны! – возмущается активистка. – А ведь ее приняли. Она прошла акт обследования, госприемку. Проработала она всего ничего, а ведь деньги-то ушли!

Санитарное состояние воды

Мало того, что питьевой воды сельчанам не хватает, так и качество ее оставляет желать лучшего.

- У нас канализация бежит в степь напрямую. Вот вы когда проезжали мимо Актаса, чувствовали запашок? – спрашивает активистка. – Там эти ручейки как раз и бегут. Где-то по канализации бегут, где-то по ливневкам. Плюс там находится «Волынский» свинокомплекс. Одну из скважин в том районе закрыли в 2012 году. После того, как у нас произошло массовое отравление. Там осталась пустая насосная и больше километра закопанных труб.

В конце марта 2012 года в Дубовке действительно несколько десятков сельчан слегли с кишечной инфекцией. Санврачи проверили питьевую воду, и она оказалась некачественной. Тогда санэпидемиологи не стали выяснять, как зараза попала в водопровод и оштрафовали коммунальщиков, которые обслуживают водопроводные сети в поселке. Им дали указания промыть трубы и хлорировать воду.

- Власти сказали, что люди отравились по своей вине. Нажрались чего-то! Хотя была виновата вода, – говорит Людмила Анатольевна.- После этого мы стараемся не пить водопроводную воду. Покупаем пятилитровые баклажки. К нам на этой неделе приезжал поезд медицинский. Так вот, я набрала эту воду в банку, принесла и показала врачам. Спросила можно ли ее пить? Они только головой покачали.
 
Официальный ответ

Аким поселка Николай Медведев сообщил, что даже несмотря на ЧП питьевой воды жителям поселка должно хватать. Будут ли башню восстанавливать пока неизвестно. Все зависит от того, насколько это будет целесообразно.

- Проектно-сметную документацию водонапорных башен разрабатывало ТОО «Вик», а строила фирма «Тамас». Построили в конце 2007 года и с тех пор башня воду подавала. Буквального 29 мая в четыре часа утра она упала. Предварительная причина: на уровне земли произошла коррозия металла. Мы пока еще не раскапывали, не смотрели. Там как раз проходит сварной шов, коррозия плюс сильный порыв ветра, вот она и сложилась, – предполагает Николай Медведев.

- Местные жители говорят, что когда башню только построили, она уже находилась в наклонном состоянии.

- Зрительно могло так казаться. Потому что поселок стоит под уклоном. Строили башню по нормам, все соблюдалось. Кроме того, внизу строения находится три растяжки. И когда башня наклоняется, растяжки натягиваются. Они были всегда свободными. Поэтому нельзя сказать, что башня наклонилась, и растяжка вытянулась. Этого не было, – утверждает аким поселка.

-После аварии людям будет хватать воды?

- Подачу воды мы не прекращали. Как подавали, так и подаем. Сейчас из-за отсутствия электроэнергии, конечно, стоят насосы. А так работает четыре скважины. Всего в поселке восемь скважин.

- Почему не все работают?

- Пока нам воды хватает. Вот сейчас жара начнется, нам этих скважин не будет хватать. По практике предыдущих лет мы знаем: в период жары воды не достаточно. Особенно это касается верхних, третьих этажей. Потому что разбор идет, вода не поднимается. А на уровне частных домов вода есть.

- А санитарное состояние воды какое? Она пригодна для питья?

- Недавно санэпидемстанция брала пробы. В скважинах вода нормальная.

- Восстанавливать упавшую башню будут?

- Посмотрим насколько это целесообразно. У нас есть еще одна башня-компенсатор. Сейчас разрабатывается проект подключения водопроводных сетей к Жартасу. Чуть позже станет ясно, есть ли смысл восстанавливать башню.

- На постройку водонапорных башен были потрачены миллионы, получается зря?

- Ну почему же! Десять лет назад поселок был вообще без воды. Нам нужен был такой вариант. И до сих пор мы обеспечиваем людей водой таким образом. И если бы башня не сложилась, она бы дальше работала.

Евгения Вологодская

Следите за новостями zakon.kz в: