Кому нужна бизнес-империя Порошенко?

Петр Порошенко, набравший на выборах президента Украины 54% голосов, заявил о планах по продаже своих бизнес-активов.
Себе он намерен оставить только "Пятый телеканал", но сроки продажи и покупатели остальных активов остаются неизвестными.

Поводы для сомнения относительно быстрой продажи бизнеса есть. Число предприятий достаточно большое, а крупные сделки обычно готовятся не менее нескольких месяцев.

Переговорный процесс с потенциальными покупателями требует большого внимания со стороны владельца, да и заинтересованность крупных компаний в украинских активах пока сомнительна.

С другой стороны, у Порошенко нет необходимости торопиться с продажей. Согласно Конституции Украины президент не может заниматься оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, но всеми активами будущего президента управляют бизнес-партнеры, а сами активы "упакованы" в публичное акционерное общество "Закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестиционный фонд "Прайм Эссетс Кэпитал" (ЗНКИФ).


Как видно, бизнес-активы Порошенко представлены в различных отраслях, и продать их всех быстро вряд ли удастся. По оценкам Forbes, состояние Порошенко оценивается в $1,3 млрд, и он занимает шестую строчку среди самых богатых жителей Украины.

Заявление о продаже активов может подразумевать желание Порошенко продать неэффективные активы. Так, например, автомобильная корпорация "Богдан" теряет свои позиции, автомобили для пассажирских перевозок в стране уже не пользуются таким большим спросом, как раньше, а с учетом возможно кризиса ситуация будет еще хуже. Судостроительный завод "Ленинская кузница" практически бездействует. Другие предприятия более-менее стабильны, но они, судя по всему, не так привлекательны, как несколько лет назад.

Самым интересным активом является корпорация Roshen, объединяющая сразу несколько кондитерских заводов, в том числе в России и Прибалтике. Именно благодаря заводу в Клайпеде, компания сейчас может реализовывать продукцию в Европейском союзе.

Действительно, покупателями могут выступать крупные компании, вроде Mars или Nestle, но пока никаких переговоров, судя по всему, не начато. С другой стороны, российская "Гута", в состав которой входит холдинг "Объединенные кондитеры", отказалась покупать российскую фабрику Roshen.

Согласно рейтингу Candy Industry Top-100, Roshen занимает 20-е место по объему продаж в мире, с показателем $1,02 млрд. Общий годовой объем производства достигает 450 тыс. тонн кондитерских изделий. При этом компания несколько ухудшила свои позиции в рейтинге, так как в 2012 г. она находилась на 18-й строчке.

Это может быть связано с проблемами сбыта на ключевых рынках Roshen. В России некоторое время компания вообще не вела деятельность, поскольку с 2013 г. действует запрет на ввоз продукции компании в Россию, в марте текущего года холдинг "Объединенные кондитеры" обратился в суд с просьбой об аресте счетов компании в России почти на 3 млрд руб., и этот арест был признан законным.

Снижение объемов в продаж в России не компенсируется доступом на европейский рынок. По некоторым данным, продукция Roshen практически не представлена на самых маржинальных рынках Европы – Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.

Кроме этого, из-за экономических проблем в самой Украине, при снижении реальных доходов населения будет сокращаться внутренний спрос на кондитерскую продукцию.

Эксперты считают, что наиболее вероятным покупателем могут выступить кондитерские гиганты Nestle, Mars, Mondelez, Ferrero и Hersheys, а также украинская компания АВК. Стоимость актива оценивается в $1-2 млрд в зависимости от покупателя и условий сделки. Но этот показатель предполагает выручку, снизившуюся в 2013 г. до $1,02 млрд. Не исключено, что российские торговые ограничение привели к резкому падению показателя. В этом, случае, стоимость Roshen может не превышать $1 млрд.

Фактически, такая стоимость предполагает интерес, в первую очередь, со стороны крупных компаний, которые уже представлены на местном рынке. А это означает, что на актив могут обратить внимание Nestle и Mondelez.

Nestle на рынке M&A действует значительно активно, при этом в последние годы было несколько сделок, стоимость которых превышает $1 млрд. При этом на конец прошлого года объем денежных средств и эквивалентов превышал $5,7 млрд при соотношении долга к показателю EBITDA на уровне 0,9х. То есть проблем с финансированием для Nestle не предполагается.

У Mondelez объем денежных средств в прошлом году составлял $2,66 млрд, но соотношение долга к EBITDA приближается к 2,5х.

Таким образом, обе компании могут себе позволить покупку Roshen, но их заинтересованность остается под вопросом. Высокие страновые риски на Украине предполагают покупку такого бизнеса с ориентацией на российский рынок, где эти компании уже представлены и чувствуют себя неплохо.

При этом около года назад Порошено заявил: "Родина и Roshen не продаются", и согласится ли он продать актив с существенным дисконтом, покажет время.
Следите за новостями zakon.kz в: