Еще бы: от результатов этого магического слова из трех букв зависит будущее выпускника. Как оказалось, для депутатов Мажилиса тема сдачи ЕНТ - достаточно актуальна. Так или иначе, их близкие сталкивались с проблемами несовершенства системы тестирования.
У «крепкого хорошиста» Серика Оспанова дети уже взрослые, но вот у родственников проблемы со сдачей ЕНТ, похоже, были.
«Были случаи у родственников, когда были несуразные вопросы. Такие, что даже учителя не могли ответить. Я думаю, с того времени ситуация несколько улучшилась. Как заверяет нас министр, все нелепые вопросы исключены. Старая система экзамена - она была объективнее, был контакт, и учитель мог почувствовать, насколько ученик владеет знаниями. Мне кажется, она была более эффективнее», - сказал мажилисмен.
Вместе с тем, депутат считает необходимым введение дополнительного собеседования для абитуриентов медицинских и педагогических вузов.
«Медик - это призвание. Невозможно через тест узнать, сможет ли он лечить людей. Какая у него духовность, какие у него ценности и мироощущение. Мне кажется, врачей и педагогов, где необходим порыв души, какие-то специальные особенности психологические, мне кажется, там надо совмещать и тестирование, и собеседование», - уверен Серик Оспанов.
Мажилисмен Ахмет Мурадов признался, что его племянница по вполне объективным причинам окончила школу без сертификата ЕНТ.
«Семья переехала в в прошлом году из Грозного в Алматы, а племянница училась в выпускном классе. Из-за того, что она не изучала казахский язык, она не смогла подойти к ЕНТ, и выходит из школы без сертификата. Хотя уровень знаний у нее - высокий, она училась отлично. Теперь будем решать: или она вернется и будет сдавать ЕГЭ, или останется, будет изучать казахский язык, чтобы сдавать на следующий год. Но сейчас обучение в вузе для нее - проблема», - откровенно рассказал Ахмет Сейдарахманович.
Мажилисмен назвал ЕНТ «сертификацией уровня знаний механическим путем».
« Путем научного «тыка». Мне кажется, живой диалог учителя и ученика намного важнее, чем отгадывание каких-то позиций. Некоторые вопросы не всегда можно ни логикой, ни знаниями подобраться к ответам правильным. Те, ко составляли эти вопросы, на что рассчитывали, я тоже не знаю. Может быть, мы хотим, чтобы наши дети были сверхталантливые, но этому должны учить талантливые преподаватели, и не менее талантливые эксперты в этой области», - считает депутат Мурадов.
О почти «тюремном досмотре» племянников рассказал Айкын Конуров.
«Они сдавали 2-3 года назад. Волновались сильно.Досмотр возмущал. Особенно девочек. Грубое отношение, стресс. Прощупывали складки одежды. Некоторых из класса на дополнительный досмотр отводили в спецкомнату. Не было доброжелательного отношения. Подозрения и грубое отношение вгоняют детей в стрессовое состояние, что однозначно сказывается на результатах тестирования. Они говорили, что чувствовали себя заключенными из фильмов», - поделился воспоминаниями мажилисмен.
Депутат Конуров считает, что система контроля знаний должна стать смешанной.
«Нужны и тесты, и сочинения, и живой экзамен. Что-то близкое к российскому ЕГЭ. Надо понять, что из себя представляет выпускник, как он может излагать свои мысли устно, письменно, посмотреть правописание. По точным наукам можно обойтись тестами», - сказал Айкын Конуров.
Среди опрошенных депутатов только двое имели опыт «папы ЕНТшника» - Жамбыл Ахметбеков и Нурлан Жазылбеков. Жамбыл Аужанович признается, что когда вторая дочь сдавала ЕНТ, «страх переборол разум».
«Моя вторая дочь днем и ночью готовилась. Когда до ЕНТ оставалось где-то 1-2 дня, она почувствовала неуверенность и начала готовить шпаргалки, готовить какие-то технологии (телефоны и т.д.), чего-то с подружками договаривались, и у нее был какой-то странный страх. Ее досматривали, можно сказать обыскивали, и она испытала стресс. Поэтому первый час приходила в себя. Набрала 79 баллов, хотя рассчитывала на 95-100», - вспоминает события двухлетней давности Жамбыл Ахметбеков.
Как папа, прошедший вместе с дочерью через стресс под названием "ЕНТ", депутат Ахметбеков уверен - ЕНТ надо отменять.
«Оно нужно для контролирующих органов, нужно для статистиков, нужно для министерства, чтобы мгновенно отрапортовать об уровне подготовленности. Это - критерии оценки для них, но не критерии оценки знаний выпускника. Тестирование в современном мире ничего не дает. Потому что каждый год приходят новые и новые технологии. Уже какие-то наушники придумали. Втыкают в ухо и никто даже и не заподозрит. А для того, чтобы этих технологий не применяли, а ребенок по- настоящему готовился, нужно вернуть экзаменационную систему. Экзаменационная система дает возможность размышлять, находить логическое решение. Ребенок «включает» мозг», - уверен мажилисмен.
В семье Жазылбековых пока средний балл ЕНТ - 87. Тем не менее, он честно заслуженный.
«У меня три дочери сдавали ЕНТ, 4-я дочка в следующем году будет проходить. Старшая дочь когда заканчивала, были разговоры, что ее одноклассники покупали вопросы. Эти ребята набрали по 115-120 баллов. Моя дочка набрала свои достойные 79 баллов. Тем не менее, она успешно закончила вуз, работает. А эти дети, которые по 120 баллов набрали, они так и не смогли закончить институт. Хотя поступали в престижные вузы. Вторая дочь после РСФМШИ (республиканская высшая математическая школа - ред.), сдала на 95 баллов, закончила вуз и учится в магистратуре в Австралии, третья дочь тоже без никакой помощи закончила школу, и учится в Шанхае», - рассказал Нурлан Жазылбеков.
Мажилисмен признается, что каждый раз, когда дочери сдавали ЕНТ, он переживал за них.
«Однозначно переживал за детей, как без этого. Ребенок, когда первые шаги делает - переживаешь, а когда вступает в первый этап взрослой жизни, заканчивает школу и проходит какой-то экзамен, то, естественно, переживание особое», - вспоминает Нурлан Абдужапарович.
Вместе с тем, депутат Жазылбеков уверен, что ЕНТ сдать несложно, сложно выдержать главный экзамен в жизни - экзамен на профессионализм.
«ЕНТ - не самое главное. Самое главное - базовое образование в мозгах ребенка. Если ребенок способный, достойно окончил школу, но по тем или иным причинам не добрал баллы, он все равно в жизни найдет свое место. А те, кто по случайности набрали, жизнь свои коррективы делает в любом случае», - резюмировал мажилисмен.
Айнур Коскина, Астана