Президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон завершил первую поездку в Казахстан, в ходе которой он встретился с Премьер-Министром РК Каримом Масимовым, акимом Восточного Казахстана Бердыбеком Сапарбаевым и председателем совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО» Анатолием Балушкиным. Предметом переговоров стал ход реализации проекта по созданию автомобильного производства полного цикла в городе в Усть-Каменогорск.
Как сообщалось ранее, топ-менеджер российского автогиганта оценил ход реализации проекта в Усть-Каменогорске и обсудил с казахстанскими партнерами перспективы строящегося предприятия, где «АВТОВАЗ» является партнером.
Как сообщили в холдинге «БИПЭК АВТО», в ходе состоявшихся переговоров Бу Андерссон дал высокую оценку качеству реализации проекта, но в то же время добавил: «Мы заинтересованы производить автомобили здесь, но для того, чтобы вернуть инвестиции и достичь точки безубыточности, нам необходима надежная поддержка Правительства на ближайшие 5-10 лет».
Напомним, 10 ноября 2013 г. в Усть-Каменогорске состоялся официальный запуск строительства мощностей по сварке, окраске кузова, выпуску автомобилей и комплектующих в объеме 120 тысяч единиц в год. Технологическим партнером проекта выступает ОАО «АВТОВАЗ».
Объем инвестиций в создание базовых мощностей оценивается в сумму 500 млн. долларов. Еще порядка 630 млн. долларов потребует развитие технопарка по выпуску автокомпонентов.
Запуск первой очереди производства мощностью 60 тыс. автомобилей намечен на 2017 год. По оценкам партнеров, объем выпуска в первые семь лет работы предприятия составит 500 тысяч автомобилей, что обеспечит прирост республиканского ВВП на уровне 6 млрд. долларов.
Выход будущих мощностей на проектную мощность потребует создания 4 тысяч новых рабочих мест на базовом производстве и 8 тысяч рабочих мест на мощностях технопарка по выпуску автокомпонентов.
Председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО» Анатолий Балушкин также выразил уверенность в перспективности проекта.
«Наше партнерство с «АВТОВАЗом» более чем успешно. Только за два прошедших года продажи Lada в Казахстане выросли в 4 раза. На марку приходится треть казахстанского рынка. К тому же, говоря «АВТОВАЗ», мы подразумеваем «Renault-Nissan», - отметил А. Балушкин. - В сумме линейка наших партнеров охватывает 45% рынка Казахстана и 30% рынка России. Это точка отсчета проектной мощности производства, которое мы строим. От продаж и обслуживания мы сначала сделали шаг к сборке. Сегодня от сборки мы переходим к сварке, окраске, локализации компонентов».
Как отметил председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО», в проект уже инвестировано 30 млн. долларов. Благодаря поддержке акима области решен вопрос с выделением земли. Строительные работы на площадке ведутся сейчас в две смены. «Но чтобы продолжить, нам требуется инженерная инфраструктура. Без участия государства проложить электросети, водоснабжение, дороги невозможно – речь идет о территории в 523 гектара. Сегодня для нас это наиболее острый вопрос», - подчеркнул А. Балушкин.
Были отмечены и общеотраслевые проблемы. «Когда мы запускали проект, рынок России для казахстанского автопрома был открыт. Мы договорились с партнерами о ежегодных поставках 70 тысяч единиц нашей продукции в Сибирь и на Дальний Восток. 1 января этого года на пути отечественного экспорта на российский рынок возник барьер в виде утилизационного сбора. И выход здесь пока не найден. Казахстан может уже в нынешнем году вступить в ВТО. Будет ли тарифная политика страны после присоединения совместима с развитием автопроизводства? Ответа пока нет. Нет ясности и в вопросе утилизации автомобилей», - рассказал председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО».
Все перечисленные проблемы относятся к компетенции правительства, сказал А. Балушкин, выразив надежду, что в ближайшем будущем решения по ним будут приняты.
В качестве рынков сбыта продукции будущего предприятия определены Казахстан, Сибирский и Дальневосточный федеральный округи России, страны Средней Азии и Закавказья.
Как сообщалось ранее, проект является частью госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития РК и получил одобрение глав государств Казахстана и России.