Об этом сообщил Генеральный прокурор Асхат Даулбаев на заседании Коорди¬национного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, которое прошло сегодня под его председательством. На заседании рассматривались вопросы безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения – одна из наиболее острых и обсуждаемых в обществе проблем. Большое внимание этому вопросу уделяет глава государства. Президент подверг резкой критике качество строительства дорог и обеспечение безопасности дорожного движения.
Как показал анализ, ситуация с аварийностью на дорогах не улучшается, не сокращается количество человеческих потерь. Так, в 2013 году количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 65% и превысило 23 тыс. На 60% увеличилось количество пострадавших в ДТП лиц, число которых составило почти 33 тысячи человек, в том числе на 70% возросло количество раненных лиц. Среди них более 5 тысяч детей и 13 тысяч женщин. Сохраняется высокий уровень погибших. Каждое 7-е дорожно-транспортное происшествие заканчивается смертельным исходом. Погибло более 3 тысяч человек, в том числе 273 ребенка и 857 женщин, озвучил Генпрокурор.
Наиболее сложная обстановка в Алматы, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях, здесь зарегистрировано наибольшее количество дорожных происшествий.
По мнению Генерального прокурора, главными факторами высокой аварийности являются, во-первых, ненадлежащий учет ДТП. До середины 2012 года учет вела административная полиция. После проверок Генеральной прокуратуры, вскрывшей массовые факты укрытия ДТП, учет передали правовой статистике. В итоге в 2013 году надзорным органам удалось добиться объективной картины аварийности на дорогах, но факты укрытия все же остаются..
Во-вторых, увеличение фактов ДТП напрямую связано с ненадлежащим состоянием автомобильных дорог и инфраструктуры. Участок автотрассы А-15 между Сарыагашским и Мактааральским районами Южно-Казахстанской области, где в 2013 году погибли 49 человек, не подвергался капитальному ремонту с 1982 года. Неоднократные предписания органов административной полиции об установлении на данном участке скоростного ограничения, дорожной разметки и проведении ремонта, местными исполнительными органами остались не исполненными. В то же время, как отметил Генпрокурор, более половины всех погибших приходится на ДТП, совершенные вне населенных пунктов. Из-за элементарного отсутствия дорожных знаков гибнут люди, такие нарушения практически в каждом регионе.
В-третьих, ненадлежащее проведение аналитической и профилактической работы административной полицией. Анализ аварийности на дорогах не проводится, планы профилактических мероприятий составляются формально. Нередко мероприятия переписываются из одного плана в другой.
По мнению г-на Даулбаева, улучшению ситуации могло бы способствовать участие общественности в этих вопросах, однако тесного взаимодействия с ней еще не налажено. Говоря об этом, глава надзорного ведомства привел примеры. В ВКО вместо того, чтобы привлекать к этой работе негосударственные организации, административная полиция препятствует работе общественного движения «Стопхам», называя их действия хулиганскими. В Петропавловске за неправильную установку видеорегистратора, вместо разъяснения порядка его использования, инспектор привлек водителя к ответственности. Только в связи с широким общественным резонансом, МВД было вынуждено дать специальное разъяснение, заявил Генпрокурор.
В-четвертых, большое влияние на увеличение ДТП оказывает безнаказанность правонарушителей. Одной из эффективных мер «обуздания» ДТП является обеспечение неотвратимости наказания. Между тем, установлены многочисленные факты не привлечения правонарушителей к административной ответственности. В одном только Бурабайском районном отделе дорожной полиции Акмолинской области установлено 25 фактов, когда виновные остались безнаказанными. Нередко этому способствуют и сами сотрудники полиции, составляя материалы с нарушениями, из-за чего суды вынуждены возвращать их для доработки. Из-за искусственно созданной волокиты более одной тысячи дел (1048) впоследствии прекращено за истечением сроков давности. В том числе остались 195 водителей, безнаказанно управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, комментирует Асхат Даулбаев.
Установлены многочисленные факты управления транспортным средством лицами, лишенными такого права судом. В апреле этого года сотрудниками прокуратуры в ходе проведения совместных с административной полицией рейдов только за две недели установлено 134 таких водителя.
Глава надзорного ведомства раскритиковал и состояние безопасности пассажирских перевозок, указал на неприятие мер по ликвидации стихийных рынков по пассажироперевозкам на автовокзалах. В Астане с вокзала можно уехать в любой ближайший город на легковой машине либо микроавтобусе, водители которых не имеют никаких документов для осуществления пассажирских перевозок, возмущен Генпрокурор. Он призывает усилить ответственность водителей в законодательном порядке. Также он отметил, что у нас не хватает экспертов, способных провести судебную экспертизу обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств. Как улучшить ситуацию на дорогах?
Генпрокурор считает, что здесь на первом месте должна стоять неотвратимость наказания, чтобы каждый нарушитель был привлечен к строгой ответственности. Также необходимо внедрять новые методы фиксации правонарушения с использованием зарубежного опыта фиксирования средней скорости движения. Он просит МВД совместно с Генеральной прокуратурой изучить этот опыт и внедрить его в Казахстане.
Наряду с этим, Генпрокурор считает необходимым усилить предупредительно-профилактическую работу с населением, поощрять и стимулировать граждан на освещение зарегистрированных видеорегистраторами нарушений, своевременно выявлять наиболее аварийно-опасные участки автодорог, шире использовать для этого электронную Карту аварийности и в целом улучшить качество дорожного покрытия, повсеместно оснастить улицы и дороги современными интеллектуальными системами надзора за дорожным движением.
Торгын Нурсеитова