На улицах Минска появились рекламные плакаты, призывающие горожан не пить. А если выпили – следить за собой и не совершать опрометчивых поступков. Например – не лезть в нетрезвом виде в воду.
Заказчик этой рекламы – Министерство по чрезвычайным ситуациям. Что логично, поскольку проблема пьянства в Белоруссии приобрела чрезвычайный характер.
Всемирная организация здравоохранения в мае назвала Белоруссию самой пьющей страной в мире. По данным ВОЗ, среднестатистический белорус старше 15 лет употребляет алкоголя в пересчете на чистый спирт 17,5 литра в год.
Это почти втрое больше среднемирового показателя - 6,2 литра в год - и более чем в два раза превышает порог, за которым, по предупреждению ВОЗ, деградирует нация.
Женщины, правда, пьют не намного больше, чем в среднем в мире - 9,1 литра в год. Зато белорусские мужчины, по данным ВОЗ, ежегодно потребляют невообразимое количество чистого спирта - 27,5 литра.
Минздрав Белоруссии опроверг эти цифры: согласно национальной статистике, потребление алкоголя в стране составляет 11,14 литра на душу населения.
"Мы не первые"
Главный нарколог минздрава Иван Коноразов в прессе и по телевидению объяснил, что отчет ВОЗ относится к периоду 2008-2010 годов, а с тех пор белорусские власти приняли меры, органичивающие потребление алкоголя в стране, что отмечается и самой ВОЗ в качестве положительного примера.
Не согласны в Белоруссии и с оценкой ВОЗ употребления населением суррогатного алкоголя. Власти уверяют, что жесткие административные штрафы, конфискации, угроза уголовного преследования давно отвратили местных самогонщиков от массового производства "сивухи".
"Мы не первые по уровню потребления алкоголя. Мы входим где-то в двадцатку стран. В сравнении с 2012 годом идет снижение потребления", - заявил Иван Коноразов на телеканале "Беларусь-1".
Но белорусский аналитический "Либеральный клуб" ссылается на исследование Euromonitor International, согласно которому Белоруссия - третья в списке стран, чьи жители тратят на алкоголь наибольшую часть своей зарплаты.
Первой в этом списке значится Эстония - в минувшем году в структуре потребительских расходов эстонцев на алкоголь приходилось 6,5%. Россияне оказались вторыми - 5,8%. В Белоруссии 5,5% расходов граждан приходилось на алкоголь. В мире в среднем этот показатель составляет 1,5%.
Директива №1
В Белоруссии действует государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма.
Целые разделы в изданной президентом Лукашенко Директиве №1 устанавливают жесткую ответственность за употребление алкоголя на рабочем месте, регулярно проводятся "дни трезвости" с запретом продавать алкоголь.
По требованию медиков сокращается производство дешевых плодово-ягодных вин, ограничена реклама пива.
Минздрав и милиция требуют запретить продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года и ввести в закон "О правах ребенка" норму, запрещающую употребление любых крепких напитков и пива до 18 лет – под строгую ответственность родителей.
Но комплексы прописанных строгих мер врач-нарколог Владимир Иванов, заведующий наркологическим отделением РНПЦ психического здоровья, называет декларативными.
"На самом деле ни одна из принятых программ не ставит перед собой задачу решить проблему. Они декларативны и не задумывались, как работающие. Есть в них некоторые точечные действия, как, например, сокращение объема производства плодово-ягодных вин, но в целом они неэффективны. Весь мир знает, как бороться с пьянством, кто этого действительно хотел, тот уже сделал", -- заявил Иванов интернет-газете "Солидарность".
Дешевый алкоголь
По мнению специалиста, проблему пьянства в Белоруссии можно решить значительным повышением цены на спиртное и повышением цены акцизов, усложнением лицензирования – так, чтобы производство алкоголя перестало быть выгодным бизнесом.
"Алкоголь никогда не был так чудовищно дешев", - замечает доктор, сравнивая цены на спиртное и еду.
Президент Лукашенко во время обсуждения своего ежегодного послания к парламенту и народу не одобрил идею существенного повышения акцизов на алкоголь и табак.
"Мы можем на алкоголь и табак повысить акцизы, то есть повысить на них цены. За счет табачной фабрики или алкогольных предприятий, за счет увеличения себестоимости уже сложно что-то найти. Повысим акциз, но стоит вопрос: где будем это продавать, особенно в условиях Таможенного союза?", - заметил Лукашенко.
"Повышать цены на алкоголь и табак, товары не первой необходимости надо очень аккуратно и осторожно, чтобы не закрыть для себя рынки и не потерять внутренний рынок", - заявил глава государства.
Так что, всем вовлеченным в борьбу с пьянством – от официальных ведомств до общественной инициативы "Хватит пить – надо жить!" остается уповать на социальную рекламу и другие неэкономические меры.