Депутаты считают, что ситуация на Кашагане отразится на экономике Казахстана

Синдром кашаганской нефти уже отразился на экономике Казахстана. 
Заявление министра нефти и газа РК Узакбая Карабалина на площадке 21-го Всемирного нефтяного конгресса о том, что месторождение Кашаган не будет запущено до конца 2015 года, вызвало беспокойство у депутатов Мажилиса, сообщает Zakon.kz

По мнению нефтяника с 25-летним стажем Ахмета Мурадова, компенсировать доходы от недобытой нефти Кашагана практически невозможно. 
«Карабалин же сказал о том, что недобытая нефть Кашагана будет добываться с других месторождений, но первый квартал текущего года говорит о том, что мы не выполняем даже плановых показателей этого года. Так что есть опасения, что мы недополучим объемы», - анализирует мажилисмен. 
Как человек, непосредственно участвовавший в подготовке месторождений, А. Мурадов говорит, что «не всегда возможно предугадать все нюансы технического, технологического и геологического характера».
«Кашаган уникальное месторождение, нельзя к нему относиться простыми шаблонами. Мы должны планировать очень длинную перспективу, думать о безопасности не только времени разработки, но и после разработки. А то что там допустили ситуацию, при которой, еще не вступив в эксплуатацию, вышли из строя трубы, но, наверное, здесь надо разбираться очень дотошно, профессионально с пристрастием и в соответствии с нормами. Как «старый нефтяник» могу сказать, за такие промахи очень жестко отвечали в советские времена исполнители и руководители», - отметил депутат. 
Мурадов предполагает, что Кашаган могут вообще «остановить».
 «Сегодня у нас все-таки консорциум, там участвует частный капитал, поэтому люди рисковали собственным капиталом, наверное, они предполагали потери. Я не удивлюсь, если Кашаган вообще остановят, исходя из того, что лучше Каспийское море или нефть. По мне, как гражданину Казахстана надо сохранить бассейн Каспийского моря, а нефть искать в других местах Казахстана», - считает А. Мурадов.   

Азат Перуашев считает, что отсроченная разработка Кашагана напрямую на бюджете страны не скажется. 
«Нефтяные доходы они в любом случае напрямую в бюджет не попадают, они идут в Национальный фонд и дальше идут целевые трансферты на конкретные целевые программы. Но это конечно, очень критично, поскольку многие планы с дальнейшим ростом экономики, благосостояния связаны именно с этим проектом», - считает мажилисмен. 

По заверению Гульжаны Карагусовой неполученные доходы от Кашаганского месторождения никак не отразятся на населении.  
«Те деньги, на которое рассчитывало Правительство в форме доходов, они не будут привлечены. Где-то надо будет пересматривать расходы. Но на населении это никак не отразится. Потому что у нас в законе четко написано, после кризиса 1998-2000 годов есть запись, что в любом случае, только форс-мажорные обстоятельства, социальные программы не секвестируются», - утверждает Г.Карагусова. 
- Тогда на что повлияет?
«Это  административные расходы министерств, областей. Просто они будут оптимизированы. А на население  это вряд ли. Ну, в любом случае, если вы рассчитывали на доход. Вы на него рассчитывали, и он (доход-ред.) как-то в прогнозировании учитывался. Если его  нет, то, естественно, надо видоизменять прогноз», - считает Гульжана Джанспеисовна.

Турсунбек Омурзаков считает, что «синдром кашаганской нефти уже отразился на экономике Казахстана». 
«Девальвация связана с тем, что не поступили «кашаганские» деньги. Я думаю, что нам надо рассчитывать в ближайшее время на то, что у нас не будет достаточно средств для социальных нужд. И поэтому думаю, что нам надо быть очень экономичными в расходах своих средств. Мы должны вот такие проекты, от которых будет зависеть экономика нашей страны, благосостояние всего народа, держать на жестком государственном контроле», - заявил мажилисмен. 
По мнению депутата, ситуация с Кашаганом  показатель отсутствия ответственности за нарушения в реализации важных для государства проектов. 
«Можем бюджет не дорасходовать или перерасходовать  никакой ответственности не несем. Дороги можем построить, через год их снова ремонтируем, и снова  никакой ответственности не несем. Мы не знаем своих людей, которые делают нам такие плохие нефтепроводы, такие дороги. Мы должны знать тех отрицательных героев, которые позволяют себе такое допустить. Нужно иметь такой список, чтобы народ знал, чтобы каждый стремился к тому, чтобы не попасть в такой список. Мы должны всех тех людей, все компании, которые делают плохую, некачественную работу», - призывает депутат. 

Мажилисмен Омурзаков также поддерживает СМИ, опубликовавших материал с названием компаний, занимавшихся поставкой и установкой оборудования для Кашагана. 
«Я считаю, что журналисты правы. Потому что они дали общественности самую свежую информацию из того, что они узнали. Этим должна заниматься финансовая полиция и наказывать их (компании, допустившие некачественное выполнение работ  ред.). Государство несет  огромные потери, мы не знаем виновников того, что Кашаган был запущен, и его снова остановили. Кто же виноват? Если мы не будем этих виновников находить и наказывать, у нас порядка не будет», - уверен Омурзаков. 
         
Айнур Коскина, Астана 
Следите за новостями zakon.kz в: