В РК действует Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках» о том, что все потребители тепловой энергии обязаны производить расчеты за горячую воду и отопление по коммерческим приборам учета тепловой энергии, т.е. на основании показаний общедомового прибора учета.
Что важно знать? Общедомовой прибор учета устанавливается на границе балансовой принадлежности – это граница ответственности сторон, в нашем случае это граница между Поставщиком тепловой энергии (ТОО «АлТС») и собственниками квартир, для которых и предназначена подаваемая тепловая энергия. Проще говоря, эта граница совпадает с местом расположения общедомового прибора учета. Подаваемая тепловая энергия доходит до многоквартирного жилого дома с общепринятыми параметрами – объем, температура, давление и уже за границей ответственности сторон распределяется по инженерным сетям дома. Не лишним будет сказать о том, что немаловажное значение имеет состояние внутридомовых систем, от которых зависят параметры тепловой энергии.
Чтобы не платить лишние деньги необходимо соблюдение техтребований в эксплуатации не только ОПУ (общедомового прибора учета) для поддержания его в исправном состоянии, как и любого другого электронного прибора, но и техническое обслуживание общедомовой собственности своевременное проведение термомодернизационных мероприятий – утепление стояков, содержания подъездов, подвалов и т.п. в надлежащем состоянии. Всё что находится внутри дома, является неотъемлемой собственностью всех жильцов многоквартирного дома и отношение должно быть бережным. Об этом говорится и в Законе «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». От сознательности каждого собственника зависит размер платы за горячую воду!
Общедомовой прибор учета (ОПУ) позволяет с высокой точностью определять качество подаваемой тепловой энергии. Индивидуальный же прибор учета (ИПУ) позволяет регистрировать только расход воды, при этом, не учитывая температуру и др. параметры.
"Мы знаем, что отопительный период проходит с октября по апрель месяцы. С помощью автоматики на источнике тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха происходит регулирование параметров теплоносителя, т.е. если за окном более-менее теплая погода, то и подаваемая тепловая энергия будет соответствующей температуры, а ОПУ фиксирует данные колебания и регистрирует фактическое потребление тепловой энергии и в конечном итоге это скажется на оплате. Это и называется потреблением по факту. При сравнении двух домов, с установленным общедомовым прибором учета и без него наблюдается существенная разница в оплате за отопление, которая составляет в среднем 55 тенге за один квадратный метр в пользу дома с ОПУ", - рассказывают в «АлТС».
Каким образом производится начисление для многоквартирного жилого дома (МЖД)? Если в МЖД не в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики, то в квартирах без ИПУ происходит начисление по количеству прописанных человек (учитывать: расход на одного человека в месяц 3,6 м³). Здесь от сознательности каждого собственника зависит, насколько объективно будет производиться начисление, и распределяться на всех собственников, проживающих в одном МЖД. Ни для кого не секрет, что некоторые собственники квартир, где нет ИПУ, умышленно умалчивают о подлинном числе проживающих в квартире, подают в ЦОНы недействительные данные о проживающих, намеренно уменьшая количество человек. И как следствие все потери оплачивают остальные собственники квартир. Т.е. если дом оснащен общедомовым прибором учета и частично оснащен индивидуальными приборами учета то, начисления проводятся так: квартиры с ИПУ – оплачивают за фактически потреблённый объём м3 ГВС, а также в плату за м3 включен дисбаланс между всеми показаниями ИПУ + нормы и показанием ОПУ; квартиры рассчитывающиеся по норме потребления при заявленном официально количестве человек оплачивают 3,6м3/человека даже если в данной квартире проживают более 1-го человека и потребили они фактически больше 3,6м3; квартиры без ИПУ оплачивают по той же плате как и с ИПУ
Дом оснащен ОПУ и полностью оборудован ИПУ тогда оплачивают за фактически потреблённый объём м3 ГВС, а также в плату за м3 включен дисбаланс между всеми показаниями ИПУ и ОПУ
Также, при проведение расчета за потребленную тепловую энергии необходимо, чтобы показания с Общедомового прибора учета и с индивидуального были сняты в одно и то же время. Существует такое понятие как расчетный период (всегда указывается в квитанции об оплате за коммунальные услуги в нижнем правом углу), т.е. единый промежуток времени между снятиями показаний с приборов показаний, который должен всегда соблюдаться. По-хорошему, если существует определенная дата обхода МЖД контролерами она должна всегда оставаться без изменений и при 100%-ном снятии показаний со всех ИПУ есть уверенность в объективном начислении. О датах обхода домов контролерами можно ознакомиться на сайте предприятия. В случае отсутствия возможности у контролеров произвести съем показаний с приборов учета (ИПУ) по объективным причинам, собственник жилья может лично передать эти показания любым из способов: позвонить по телефону 341 07 77; передать показания посредством письма на электронный адрес pokazania@alts.kz; принести лично в один из абонентских отделов.
Надо учесть, что если контролер не смог попасть в жилье (не по вине контролера) для снятия показаний с приборов учета то, начисления выполняются расчетным путем по среднесуточному расходу ГВС (горячего водоснабжения) за аналогичный период прошлого года с последующим проведением перерасчета по фактическому потреблению. Для правильного начисления за горячую воду в домах оборудованных общедомовым прибором учета, контролер совершает обход один раз в месяц. В домах без прибора учета – один раз в квартал. Поэтому очень важно предоставить контролеру доступ к прибору учета! Кстати, услуги обхода МЖД с целью снятия показаний приборов учета предоставляет аутсорсинговая компания.
Напомним, что с 2014 года в квитанциях об оплате за коммунальные услуги показания с приборов учета выставляются автоматически на основании информации контролеров, а также по заявлению самого потребителя (сведения переданные потребителем по телефону, указанные при письменном обращении, либо самостоятельно переданные в абонентский отдел ТОО «АлТС»). При выставлении в квитанции учтены многие факторы: дата обхода контролеров, расчетный период, съем показаний ОПУ, ИПУ, которые индивидуальны для каждого многоквартирного дома. Говорить о том, что два абсолютно одинаковых жилых дома должны производить оплату одинаково нельзя.