Без государственного регулирования цен на авиатопливо, стоимость билетов отечественных авиакомпаний меняться не будет. Так полагают в Агентстве по регулированию естественных монополий. Соответствующих функций ведомство лишилось в 2011 году. В итоге цены на авиатопливо взлетели почти в 2,5 раза. В Министерстве нефти и газа на это - свой взгляд.
Три года назад цена на авиакеросин составляла 65 000 тенге за тонну. "Сейчас эта цифра взлетела до отметки 185 000 тенге", - приводят статистику в АРЕМе. По другому никак, - парируют в Министерстве нефти и газа. Если регулировать цену реализации, отечественным НПЗ будет просто не выгодно производить топливо. В итоге сегодня цена за керосин - это почти треть стоимости билета.
Асылбек Дуйсебаев, заместитель председателя АРЕМ:
- С 2002 года вопроса по цене на авиатопливо не стояло. Когда все регулировалось, тогда все было нормально. И в цене авиабилетов это совершенно незначительную роль занимало. Сейчас это, как уже сказали, это 30-38% в цене авиабилета. В связи с его стоимость. И неизвестно, какая завтра будет цена.
По данным Минстранскома в случае с компанией "Скат" стоимость авиатоплива составляет 38% от стоимости билета. На втором месте - эксплуатационные расходы - 28%. Что касается компании "Эйр Астана", тут этот показатель ниже - 30%. Но теперь на пассажира ложатся расходы за лизинг воздушного судна - 8%. То есть, по сути, мы с вами несем расходы за пополнение авиапарка компании. Что касается ГСМ, существующие НПЗ не могут покрыть внутреннее потребление, соответственно авиатопливо приходится покупать у иностранцев. Этот вопрос на неделе активно обсуждали в Парламенте.
-Когда наши НПЗ в полной мере обеспечат авиакеросином внутренний рынок?
Болат Акчулаков, вице-министр нефти и газа РК:
После завершения реконструкции трех заводов. Что ожидается в 2016 году. Мы ожидаем полностью покрыть потребность Казахстана в авиационном керосине.
-Когда закончится реконструкция?
-В течение 2016 года мы хотим завершить все три завода. Общий объем производства керосина после реконструкции составит порядка 957, около миллиона тонн.
-Нам потерпеть до 2016 года? Керосин станет дешевле?
-Будет достаточное количество керосина, его можно будет регулировать, как это делается сегодня на ряд продуктов.
Между тем отсутствие нефти как таковой не превратило авиацию в элитное средство передвижения, к примеру, в странах Европы. Путешествие из Берлина в Париж обойдется примерно в сумму чуть более 20 000 тенге. Расстояние - более 1 000 километров. Примерно столько же, сколько между Астаной и Алматы, но у нас за билет придется выложить примерно 38 000 тенге. Чтобы добраться из Хельсинки в столицу Италии, в Европе понадобится примерно 43 000 тенге. Расстояние - 2 871 километр. К сведению, чтобы преодолеть 3 000 км от Атырау до Усть-Каменогорска, придется выложить более 110 000 тенге.
Елена Новикова, жительница г. Усть-Каменогорск:
- Я вот за неделю беру билет, и он стоит очень дорого, в Алматы туда и обратно можно было бы и дешевле.
Александр Александров, житель г. Усть-Каменогорск:
- Насколько я знаю, во всем мире это дешевле. Если брать Россию, то у них внутри страны намного дешевле перелет, чем у нас, хотя расстояния намного больше и топливо дороже. Я не понимаю, как себестоимость рассчитывается, исходя из этих соображений, я считаю, должно быть дешевле.
В профильном ведомстве в качестве одной из причин доступности российских авиабилетов указывают дотации со стороны государства. При таком соотношении в перспективе потребитель, конечно, будет выбирать кошельком. Что дешевле, то, как говорится, и по душе. Вернее по карману.
Женис Касымбек, Министр транспорта и коммуникаций РК:
- Россия сегодня субсидирует компанию "Аэрофлот" более 700 млн долларов в год. За счет того, что взымается роялти со всех пролетающих воздушных судов иностранных государств, которые используют верхние эшелоны воздушного пространства России.
Между тем Казахстан не намерен отказываться от проекта «Единого Евразийского неба». В Евразийской экономической комиссии уже отметили, что точные сроки пока не определены, но намерение приобретает все более реальные черты. Российские же компании уже предоставляют свои услуги в Казахстане. Цены, по сравнению с отечественными компаниями, пока не на много, но ниже - примерно 6-8 тысяч тенге. Так из Усть-Каменогорска в Москву и Питер авиакомпания "Сибирь" предлагает добраться за 52 и 50 тысяч тенге соответственно. И тут, как понимаете, не до патриотизма.
Между тем недовольство казахстанцев вызывает не только заоблачные цены на билеты, но и качество обслуживания. К примеру, частые задержки авиарейсов. Во всемирной сети одобрение многих пользователей вызвал законопроект, рассматриваемый сейчас госдумой России. Авторы предлагают штрафовать авиакомпании на 10% от стоимости полета за каждый час задержки рейса.