При этом уличить АЗС в продаже низкопробного топлива пока невозможно. В стране с апреля действует запрет на проверки предприятий, передает телеканал КТК.
Ежедневно на бензоколонке наши водители участвуют в «русской рулетке». Если повезет, топливо окажется качественным. Нет – значит, жди неприятностей. У таксиста Серика Алибаева проблемы под капотом начались через двести километров после заправки.
Серик Алибаев, автолюбитель:
- Ехал по кокшетауской трассе, заправился. Через час-полтора начал мотор стучать. Заехал на СТО, они говорят из-за того, что плохой бензин, сгорели клапана. Ремонт обошелся в 250 тысяч тенге.
И таких с каждым днем всё больше. Вот так в подвешенном состоянии сейчас находятся авто, которым нет еще и года. У всех одна и та же проблема – поломка топливной системы.
Мади Альжанов, технический директор автоцентра:
- Мы обнаруживаем в баке автомобиля помимо бензина наличие непонятных инородных тел в виде мутной жидкости. У нас всё это зафиксировано, мы каждый случай фиксируем, для того чтобы в дальнейшем показать клиенту, что находится у него в баке.
Доказать, что причина поломки - некачественный бензин, очень сложно. Лабораторные анализы стоят дорого, а госорганы не имеют права проводить проверки АЗС – мораторий.
Впрочем, народные избранники не так давно проверяли заправки. Закупили в России специальные тесты, по которым можно определить наличие запрещенных присадок. Результаты шокировали.
Светлана Романовская, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Конечно, вопиющие факты мы получили, потому что только одна заправка не наша, а российская, она реализовывала свой бензин, и он был надлежащего качества.
Вот он тот самый уникальный тест. Его разработали российские ученые, в Казахстане, по понятным причинам, он не прижился. Поэтому в свободной продаже его нет. Способ применения очень прост: одна капля бензина, и если цвет изменится – значит, в жидкости есть металлосодержащие присадки. Мы решили протестировать самые распространенные АЗС в Казахстане.
Производители отечественного бензина уверяют: проверяют каждую партию топлива. Сначала в своей лаборатории, после чего бензовоз опечатывается и уходит на городские АЗС. Весь путь бензовоза тоже тщательно контролируется.
Бахытжан Тасанбаев, представитель нефтяной компании:
- Это одна и самая важная задача системы, именно контроль за качеством. Чтобы тот продукт, который выехал с нефтебазы, доехал до АЗС без смешений и всяких злоупотреблений со стороны определенных лиц.
Вот и в Министерстве нефти и газа уверены: если бензин и разбавляют, то только на АЗС.
Накануне власти всё-таки инициировали проверку. Сразу на тридцати заправках. Больше чем у половины бензин не соответствует стандартам качества. Владельцам выписаны штрафы, забракована партия топлива почти на три миллиона.
Вот и результаты нашей независимой экспертизы не радуют. Тест российских ученых прошла лишь одна из пяти самых популярных автозаправочных станций в республике.
Артем Петров