Особенность постсоветского менталитета - видеть практически в любом деле, затеянном государством, прежде всего, заботу об олигархах и самих чиновниках. Похожие подозрения коснулись и объявленной в Казахстане легализации капиталов и имущества и налоговой амнистии.
Напомним, что в развитых странах теневая экономика оценивается в среднем в 12% ВВП, а в развивающихся - 35-40%. При этом в западных странах в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки используются как дополнительный источник дохода. А в развивающихся странах высокий уровень налогов и коррупции, репрессивное законодательств создают условия для разрастания теневой экономики порой до размеров близкой к легальной.
Объем теневого оборота в экономике Казахстана в 2012 году составил 19,2 % к ВВП или порядка $40 млрд по текущему курсу. Такова оценка Всемирного банка. Однако, в настоящее время Казахстан объективно готов к большим переменам. За последние 15 лет наша экономика выросла почти в три раза., а по уровню жизни РК отнесен к странам с доходом выше среднего с ВВП на душу населения более $13 тысяч. Очень важным является создание в стране привлекательных условий для развития бизнеса и хороший инвестиционный климат. В рейтинге глобальной конкурентоспособности «Doing Business» Казахстан также в числе 50 стран-лидеров.
Поэтому, по мнению экспертов, объявленная амнистия является одним из серьезных стимулов для развития малого и среднего бизнеса в РК. Напомним, что основу экономики ведущих стран мира составляет именно МСБ – доля занятых в этой сфере от 60 до 98%. В силу своей природы малый бизнес значительно более мобилен и восприимчив к инновациям. Интеграция в рамках ТС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также дает мощный импульс развитию МСБ Казахстана. Правительство внесло ряд изменений в законодательство, стимулирующие развитие МСБ. Так, запрещено увеличивать налоговую нагрузку на малый и средний деловые сегменты. В Стратегии-2050 поставлена задача – доля МСБ должна к 2030 году вырасти минимум вдвое.
К слову, Палата предпринимателей Алматы в апреле предложила рассмотреть вопрос о проведении налоговой амнистии по текущей задолженности налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц) перед государственным бюджетом. За исключением сумм налогов, начисленных в результате документальных налоговых проверок. По их мнению, некоторые предприятия в силу объективных причин оказались должниками на многие годы, и этот груз висит у них тяжелым камнем на шее.
Проведение налоговой амнистии, также как и легализация капитала, придаст субъектам МСБ , а также самозанятой части населения дополнительный импульс к развитию собственного бизнеса. А это в свою очередь приведет к увеличению поступлений налогов и других платежей в бюджеты всех уровней.
И в заключение о каких возможных суммах притока финансов в экономику РК может идти речь. Как известно, в Казахстане во время второй легализации в казну поступило около 60 миллиардов тенге в виде налогов. При этом "в свет вышли" $6,8 млрд или 8,3% процента к ВВП 2006 года. 25 % - это объекты недвижимости. Рост по отношению к первой легализации 1400%.
Сейчас условия амнистии и легализации не менее выгодны - никаких налогов, только разовый сбор в размере 10 % на легализуемый капитал и на имущество, находящееся за рубежом. Даже при сохранении показателя легализации на уровне 2006 года ( 8,3% к ВВП) из теневой экономики выйдут $18, 6 млрд. Так что игра стоит свеч.
Мариям Маркова