Летний отдых в Турции для многих казахстанцев обернулся кошмаром. Тысячи человек застряли в аэропортах, не имея возможности вылететь на отдых и воспользоваться своими путевками. О том, что билеты не гарантируют им места в самолетах, люди узнавали накануне отлета. Путевки продавала компания «Гульнар тур». Но, как выяснилось позже, от действий туроператора пострадали не только его клиенты, но и клиенты других, более мелких туристических агентств.
Заложники ситуации
Только в Караганде турфирм, которые понесли миллионные убытки, больше двух десятков. На прошлой неделе их руководители собрались в офисе агентства «Queen tour», чтобы рассказать о ситуации, в которой оказались. С компанией «Гульнар тур» более мелкие карагандинские туристические агентства работают с 2008 года. Как один из главных турагентов страны, эта компания выкупала места в турецких авиалайнерах оптом, а потом распродавала их другим фирмам. Мелкие фирмы переводили деньги за билеты, а «Гульнар тур» сама рассчитывалась с турецкими авиакомпаниями только по одной ей известной схеме.
В идеале, главные отличия регулярных рейсов от чартерных в гарантиях и цене. Дорогостоящие регулярные рейсы имеют жесткое расписание и выполняются по межправительственным соглашениям, в которых четко оговаривается ответственность сторон. С чартерными рейсами не все так строго. Их сезонно заказывают на свой страх и риск туроператоры. Они выполняются по остаточному принципу, зато стоят в разы дешевле.
Тот карагандинский рейс после длительных переговоров все-таки вылетел, пусть и с опозданием на сутки. Но на этом история не закончилась. В других городах Казахстана стали возникать подобные ситуации. Сотни казахстанцев застревали в аэропортах. А тех туристов, которые с боем смогли вылететь, никто не встретил. Более того, их отказались расселять по отелям потому, что они не были оплачены. Людей стали отправлять на родину.
- Всех туристов в срочном порядке вывозили в Астану, Караганду, Алматы, Павлодар. Кто-то пробыл там сутки, кто-то двое… Вместо полноценного отдыха. Эту ситуацию я понимаю. «Гульнар тур» не оплатила своим клиентам отели. Но у нас есть такие туристы, которые сами заказывали и оплачивали отели. Отель есть, а на самолет их не сажают. Но раз «Atlas Jet» пришел к нам на основе «регулярки», то они должны выполнять свои обязательства, – возмущается Ирина Савельева.
- Это не наша проблема, что «Гульнар тур» им не заплатила. Мы-то деньги перечислили. У нас есть договор, квитанции, накладные. Кроме того, билет, полетная квитанция являются договором между авиаперевозчиком и данным пассажиром, – вступает в разговор директор темиртауского турагентства «Камелия» Елена Гурова. – Хотя теперь людям говорят, что это просто бумажка.
Женский бизнес
В таком непростом положении оказались практически все средние и мелкие туристические агентства, не только Караганды, но и других городов республики. Естественно, что, не разбираясь во всех этих тонкостях, люди предъявляют претензии тем фирмам, у которых и купили билеты. А турагентства в свою очередь остались у разбитого корыта.
- Туристы хотят отдыхать, сейчас самый разгар сезона. Компания «Гульнар тур» кинула весь Казахстан. Деньги взяла, а обязательства не выполнила. И нам приходится выкупать для клиентов билеты за свои деньги. Мы берем на себя это бремя. Предположим, у кого-то два туриста. Два билета по 700 долларов, их еще можно проплатить. А если клиентов больше? – спрашивает Елена Гурова. – Посмотрите, пожалуйста, сколько здесь сидит в процентном соотношении женщин и мужчин! Туризм – это женский бизнес. Что сейчас происходит? Они же просто нас убивают! У нас дети у всех. Многие женщины живут одни, без мужей.
- У меня, допустим, выкуплено на каждый рейс вплоть до 15 октября по 60 кресел и 30 кресел с Астаны. 90 умножить на два – это 180 кресел в неделю(!). Это 300 тысяч долларов! У меня нет таких денег. Меня втоптали в грязь, репутация, которую я годами зарабатывала, погублена. Меня завалят исками», – чуть не плача говорит Ирина Савельева.
Бюджетных вариантов нет
Карагандинские туристические агентства пытаются всеми силами выправить положение. Каким-то клиентам они выкупают места на рейсы других операторов. Есть люди, которые даже готовы повторно купить билеты. Администрации турфирм всеми силами пытаются предоставить людям услугу. Но сталкиваются с тем, что им некуда сажать пассажиров. Дешевых, бюджетных, вариантов нет. В больших городах Казахстана стали открываться «горячие линии» для обманутых клиентов, где работают сотрудники комитета гражданской авиации. Руководители наших турфирм пытались у них проконсультироваться, но никто конкретного ответа им не дал.
- Никто толком ничего не знает. Мне предложили взять своим клиентам билеты в «Air Astana». Моя клиентка хотела вылететь в Анталию из Алматы. Она подошла в авиакассу и ей предложили билет за 180 тысяч тенге в одну сторону! Это разве доступно? – возмущается Елена Гурова. – За такие деньги можно съездить в Чехию на неделю! Ради того, чтобы удешевить туры и был доступен турецкий отдых, сюда и заводили турецкие борта. «Scat» летал как чартер, «Atlas Jet» как регулярный, но по цене чартерного. Это и были бюджетные варианты. А теперь их нет.
Комментарий юриста
Директор карагандинского филиала «Гульнар тур» Людмила Рудавина отказалась комментировать ситуацию, сославшись на то, что сейчас они могут связаться с головным офисом. Администрации карагандинских турфирм и городов-спутников также не смогли добиться от главного офиса каких-то ответов. Заведующий юридической консультацией Болат Байбаков, взявшийся помогать обманутым туроператорам, готовит коллективную претензию, а также заявления в прокуратуру и МВД.
- У фирм существует договор на определенное количество билетов. До 2 июня все было благополучно, однако сейчас выяснилось, что «Гульнар тур» не оплатила авиакомпании пролет до Турции и назад. Хотя у людей есть на руках оплаченные билеты. Почему произошла такая ситуация, непонятно. Получается, что не только Караганда пострадала. Вы откройте интернет, посмотрите. Аналогичные ситуации в Усть-Каменогорске, Астане, Алматы, Павлодаре. Я думаю, что в данном случае просматривается мошенничество на республиканском уровне, – рассуждает Болат Байбаков. – Фирма, которая занималась турбизнесом на протяжении 15 лет, кинула практически все области. На сайте фирмы были размещены контактные телефоны, но они не отвечают. Мы уже подготовили им письмо-претензию. Я считаю, что в данном случае усматривается мошенничество. По всей видимости, это была задуманная операция. По всему Казахстану наберутся миллионы, и не тенге, а долларов, поэтому должны вмешаться правоохранительные органы на уровне республики.
А в это время…
На протяжении всей прошедшей недели в крупных городах Казахстана стали открываться «горячие линии» для помощи обманутым туристам. Специалисты учили людей правильно оформлять претензии и готовить документы в суд. После того как инцидент получил большую огласку, в дело вмешалась Национальная лига потребителей Казахстана. К этой организации за помощью обратились сотни наших сограждан. Национальная лига потребителей будет представлять их интересы в суде и намерена потребовать ареста имущества туроператора.
На днях в отношении ответственных лиц турфирмы завели уголовные дела, а в алматинском офисе компании прошли обыски.
Министерство иностранных дел Казахстана собирается ходатайствовать о лишении лицензии компании «Гульнар тур».
P. S. Неизвестно пока, чем закончится борьба наших туристических агентств за свой бизнес, но сейчас уже ясно одно – дешевые, бюджетные туры в Турцию для казахстанцев в ближайшее время будут недоступны.