По годичным кольцам древесины американские археологи выяснили, что парусник, найденный четыре года назад под обломками разрушенного террористами 11 сентября 2001 года Всемирного торгового центра (ВТЦ), был построен в XVIII веке, накануне войны за независимость. Свои выводы ученые представили в журнале Tree Ring Research, а коротко о неожиданной встрече двух ключевых эпизодов американской истории повествует сайт History.com.
В 2010 году археолог Молли Макдональд (Molly McDonald) следила за ходом земляных работ на пересечении Либерти-стрит и Сидар-стрит, где на месте будущей подземной парковки экскаваторщики обнаружили обломки причала (современный нижний Манхэттен еще двести лет назад находился на дне реки Гудзон).
В грязи, среди сгнивших обломков досок, Макдональд увидела фрагмент киля. Строительство паркинга приостановилось, археологи начали раскопки, и через две недели уже стали видны очертания корпуса судна длиной десяток метров. Хрупкие фрагменты корабельных досок были транспортированы в археологическую лабораторию Мэрилендского университета.
Ученые хотели выяснить, как древний парусник оказался под зданием Всемирного торгового центра. Они быстро определили, что корпус судна был изготовлен из белого дуба — но это дерево распространено по всему миру. Однако киль был сделан из гикори. Растет это дерево только в Восточной и Южной Азии, а также на территории США: то есть, корабль с большой долей вероятности сошел со стапелей американской верфи.
Дальше на помощь ученым пришла дендрохронология — определение возраста дерева по годичным кольцам. Чередование тонких и широких колец (деревья по-разному растут в зависимости от количества осадков) создает уникальный рисунок. Кольца дуба, из которого был сделан корпус судна, оказались очень похожи на древесину, которую использовали в интерьере Индепенденс-холла в Филадельфии — здания, где была подписана Декларация независимости и Конституция США. Древесину из Индепенденс-холла и из остова корабля получили из дубов одного и того же леса, росшего в окрестностях Филадельфии, а срубили их в 1773 году.
Корабль оказался небольшим шлюпом. Судя по ходам, которые в его досках проделали черви, он плавал в Карибское море. Оттуда в Северную Америку он, вероятно, привозил сахар и ром.
Говоря о том, как корабль, построенный в XVIII веке на филадельфийской верфи, оказался в недрах Манхэттена, ученые обращают внимание на то, что цены на землю на острове после Войны за независимость стали очень быстро расти. Предприимчивые ньюйоркцы стали бросать в реку Гудзон мусор, камни и обломки древесины, искусственно расширяя берега. Именно суша из такого мусора окружала построенный в начале 1970-х годов Всемирный торговый центр.