Приостановление выплат РГКП «Государственный центр по выплате пенсий» (Центр) получателям пенсий и пособий, на банковских счетах которых нет движения три и более месяцев, стали причиной недавних обращений и жалоб граждан в средства массовой информации, сообщает пресс-служба минтруда.
Ежемесячно Центр осуществляет выплату пенсий и пособий на сумму более 117 млрд. тенге. Нередки случаи, когда перечисление пособия/пенсии производится на счета получателей в банках второго уровня (далее – банк) после их выезда на постоянное место жительство за пределы страны или после их смерти. То есть, факты переплаты возникают при несвоевременном обращении родственников умершего получателя в органы юстиции для регистрации факта о смерти, либо в случае отсутствия сообщения от получателя о его предстоящем выезде из страны.
Поэтому нередки случаи, когда родственники умершего/выехавшего на ПМЖ за границу получателя продолжают получать пенсии/пособия в банке по доверенности или с пластиковых карточек. Или, напротив, суммы пенсий и пособий продолжают накапливаться на счетах получателей в банке, потому как нет сведений о выезде граждан или их смерти.
В целях предупреждения подобных случаев и на основании правил по предоставлению государственной базовой пенсионной выплаты и государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту (п. 40 «Правил предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат, государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий из уполномоченной организации» (далее - Правила) от 25 августа 2006 года №819) отделениями Центра производится ежеквартальная сверка списков получателей пенсий и пособий со списками граждан, предоставляемыми банком, на счетах которых не было расходных операций на протяжении трех и более месяцев. В среднем ежеквартально приостановление выплат осуществляется более чем 4 тыс. получателей, по причине их выезда за пределы страны или в связи с кончиной.
В случае, если получатель пенсии/пособия не намерен снимать денежные средства, а хочет накопить их на своем банковском счету, ему достаточно обратиться в отделение Центра с письменным заявлением. В заявлении нужно указать причину, по которой денежные средства не будут сниматься (поездка к родственникам, обучение внуков, покупка дорогостоящих лекарств, выезд на лечение и пр.) и планируемую дату их снятия с банковского счета. В таком случае, Центр продолжит выплату пенсии/пособия, и они будут накапливаться на банковском счету получателя.
Если же заявление в Центр не поступает, но банк предоставляет сведения о том, что на банковском счету получателя пенсии/пособия в течение трех и более месяцев отсутствовало движение средств, работники центра, прежде чем приостановить выплаты, обязаны связаться с получателем для установления причины - по телефону, через направление уведомления, вызов в отделение ГЦВП/выезд по месту жительства получателей пособия/пенсии, через опрос соседей и т.д.
В случае необходимости специалисты отделений Центра направляют запросы по уточнению сведений в ЦОН для получения адресной справки/органы миграционной полиции/медицинские учреждения/пенсионные службы других государств и продолжают работу по розыску родственников получателя для установления причины отсутствия движения денежных средств на счету получателя.
После установления факта выезда, смерти получателя или отсутствии сведений о его месте жительства, работник ГЦВП готовит электронный проект решения с приложением документов, являющихся основанием для приостановления выплаты.
С целью усиления работы по заблаговременному уведомлению граждан и для недопущения повторения подобных инцидентов в дальнейшем, Центр намерен предпринять ряд мер, а именно:
- проводить приостановление выплат не с текущего месяца, а со следующего месяца, выждав один месяц после направления получателю письменного уведомления о приостановлении выплат;
- проводить оповещение получателя пенсии/пособия о приостановлении выплат путем отправки sms–сообщений (с 2015г.) по тем номерам телефонов, которые были предоставлены в Центр при сдаче документов для назначения выплат;
- усилить работу по установлению местонахождения получателей после получения сведений о банковских счетах, на которых отсутствует движение денежных средств в течение 3 и более месяцев.
Торгын Нурсеитова